К дню Победы, Михаил Куцин перевёл статью с чешского языка о русинских героях в годы ВОВ. После оккупации Карпатского края Венгрией, Ева Кочанова  сбежала в СССР. «Генерал Свобода пожал нам руки и сказал: Девочки, я горжусь вами».

К дню Победы, Михаил Куцин перевёл статью с чешского языка о русинских героях в годы ВОВ. После оккупации Карпатского края Венгрией, Ева Кочанова сбежала в СССР. «Генерал Свобода пожал нам руки и сказал: Девочки, я горжусь вами».

Ева родилась в 1922 году в Подкарпатской Руси.

Как и многих других русинов бежавших в то, неспокойное время из Мадьярской оккупации, когда все государства были в напряжённом ожидании начала Великой Отечественной войны, Ева была арестована, и приговорена к трём годам заключения за незаконное пересечение границы с СССР. Читайте статью в первоисточнике: www.pametnaroda.cz

Фото. Ева Кочанова зенитчица с однополчанами из Корпуса Людвига Свободы, Русинка. Русинский Мир.

В заключении Ева работала в лесах Воркуты и в трудовом лагере в Молдове.

В виду большого количества перебежчиков из Подкарпатской Руси в Советский союз, военным командованием СССР было принято решение о создании в Бузулуке, Чехословацкого Корпуса Людвига Свободы с последующей отправкой на восточно-европейский фронт, для борьбы с нацистской Германией.

Артиллерийское подразделение Евы Кочановой прошло от Бузулука до родной Словакии.

Фото. Ева Кочанова зенитчица из Корпуса Людвига Свободы, Русинка. Русинский Мир.

К концу войны Ева забеременела, и на седьмом месяце беременности оставила своё воинское подразделение, а после окончания Великой Отечественной войны Ева вышла замуж за отца своего ребенка. Муж служил в Чехословацкой армии, они с Евой часто меняли место жительства в виду постоянной передислокации воинской части мужа. Еве пришлось осваивать целый ряд гражданских профессий.

БЕССТРАШНЫЕ ДЕВУШКИ.

Цитата из истории, которую мы сегодня вам расскажем говорит сама за себя: «Солдат Ева Марковичова, лучшая из лучших зенитчиков, бесстрашно и решительно сбивает вражеские самолёты, а также наносит непоправимый урон противнику, это лишь самая малая часть её трофеев: девять самолетов, одного Дорнье, трёх юнкеров и двух Хейнкелей, двух фокке-вульфов и одного messerschmitt. (Людвик Свобода: От Бузулука до Праги).

ДЕТСТВО.

Ева родилась в 1922 году в небольшом поместье в Подкарпатье, на тот момент её фамилия девичья была Марковичова. Мама Евы ушла рано, когда она была очень маленькой. Росла она с отцом до Великой Отечественной войны, к сожалению Ева после войны так больше и не увиделась с отцом. Ева вступила добровольцем в чехословацкую армию, как и многие другие жители Венгрии, оккупировавшей Подкарпатскую Русь (г-ка Кочанова использует название Закарпатская Украина, говорит о себе как об украинке с чехословацким гражданством), но судьба её от этого легче не стала. Потребовалось приложить много усилий, чтобы убедить Еву хоть немного рассказать о себе и о своём боевом прошлом в Великую Отечественную войну.

Фото. Ева Кочанова зенитчица обратная сторона фотографии из Корпуса Людвига Свободы, Русинка. Русинский Мир.

В СССР.

Все попытки Евы уехать в СССР сводились к одному, задержанию на границе мадьярскими оккупантами и с неизбежными принудительными работами в Венгрии. «Мне рассказывали многие мои земляки, что в Советском Союзе рай на земле, люди учатся, работают, живут свободно. Мне удалось поселиться в четырех километрах от границы с СССР, где можно было вычислить, когда меняют охрану, поэтому, в один прекрасный день вместо того, чтобы пойти в церковь, взяла с собой подругу, поскольку мне так хотелось узнать и увидеть этот рай на земле, и я добилась своего, я пересекла границу нелегально и попала в СССР.

Фото. Женщины зенитчицы в годы ВОВ. Русинский Мир.

Но, Советские власти относились настороженно к такому наплыву мигрантов со стороны Европейских государств на фоне назревающей мировой катастрофы со стороны гитлеровской Германии. Поэтому, всех без исключения подвергали проверкам, и ссылали как правило на 3 года, конечно-же, основанием было-венгерские шпионы. Всех нас отправили в Сибирь. Кочанова прошла через многие тюрьмы, в том числе Стрый, Харьков и Львов. «Я часто вспоминала Бога в тюрьме, но он мне не помог». В то время в тюрьме был ужаснейший голод. Голод – это самое страшное в мире.

Фото. Женщины танкисты в годы ВОВ. Русинский Мир.

Вы можете есть всё что угодно, даже гвозди, это нельзя передать. Нас в бараке было 30 человек, как селёдки в бочке, в углу было отведено место, что-то вроде туалета. Кочанова вспоминает, что вместо рая на земле, она увидела кромешный ад с ужасными условиями в тюрьмах. Роковую роль в дальнейшей жизни Евы в этом аду сыграл надзиратель (может это был ангел-хранитель которого послал Бог, спасти Еву от смерти) который отправил её работать на кухню и сказал: Ты можешь есть сколько угодно, но в камеру ничего нельзя относить, если хоть раз попадёшься на воровстве продуктов, будешь наказана, и лишишься работы на кухне.

ГУЛАГ.

Кочанова была приговорена к трем годам лишения свободы за незаконное пересечение границы с СССР, и по решению суда была направлена на вырубку леса в Воркуту. В суровых Сибирских условиях Ева заболела и попала в лазарет, где встретила медсестру Русинку из Мукачева. Ева обратилась к землячке за помощью, чтобы та ей помогла не возвращаться к тяжелой работе в лесу. По просьбе медсестры, врач организовал транспортировку Кочановой в Молдавскую ССР, где Ева по выздоровлению была направлена на работы, связанные с швейным делом, шила воротники на военных заводах.

Фото. Женщины зенитчицы в годы ВОВ. Русинский Мир.

За 70 унций хлеба нужно было сшить 300 воротников, процесс производства выглядел так: я шила воротник с одной стороны, потом отдавала его по конвейеру второй работнице, та подшивала два крючка, возвращала мне, а я в свою очередь зашивала обратную сторону, вот и весь процесс. Как раз на этом предприятии Маркович узнала о нападении нацистской Германии на СССР. Если бы Ева записалась гражданкой Венгрии, её бы оставили в лагере, а поскольку она была гражданкой Чехословакии, то её и семерых её товарищей освободили досрочно У Евы был выбор, остаться на гражданке, или вступить добровольцем в армию, Ева пошла добровольцем.

ЧЕХОСЛОВАЦКАЯ АРМИЯ.

Ева была зачислена в чехословацкий Корпус Людвига Свободы в Бузулуке, тренировалась в Новочеперске, где ей, как и всем остальным, пришлось пройти тяжелый путь курса молодого бойца. Первые впечатления от увиденного в армии ужаснули Еву, но пройденный путь лагерей закалил её основательно. А современная армия – это детский сад по сравнению с нашей дисциплиной. Вначале Ева была распределена к связистам: Я взяла два барабана с телефонным проводом и понеслась, после чего мы подключили телефоны и связь заработала. На пути нашего следования по прокладке проводов связи, нам приходилось встречать разного рода препятствия и производить прокладку провода связи в близи стоящих артиллерийских и зенитных расчётов.

Фото. Женщины зенитчицы в годы ВОВ. Русинский Мир.

Вечером после отбоя, мы с девчонками мечтали, управлять зенитными пушками, представляли себе, как мы направляем пушки вверх, вниз, влево, вправо. Поэтому мы решили попросить командование о нашем зачислении зенитчиками. После сдачи нормативов по физической подготовке, нас зачислили в зенитную батарею. Занятия проходили с восьми утра с перерывом на обед до пяти вечера. Прежде чем стать оператором 37-мм зенитного орудия, Ева прошла первоначальную подготовку курса молодого бойца. В зенитной батарее, где служила Марковичова, было семь женщин, по одной в каждом расчёте, две медсестры, один радист.

Фото. Женщины зенитчицы в годы ВОВ. Русинский Мир.

Радисту необходимо было в сжатые сроки досконально выучить азбуку Морзе, у меня не получилось, поэтому я была зенитчицей. В отличие от солдат, женщины ночевали в квартирах гражданских семей. Однако им приходилось вставать на полчаса раньше чтобы успеть добраться до расположения части, для построения. Как раз в один из таких утренних походов в часть, я встретила своего будущего мужа. Он был зенитчиком, и позволил нам попрактиковаться полчаса днём на зенитной установке, все переругались, девчонки проклинали его. Как оказалось, он им всем в том числе и Еве понравился. И да, через несколько дней Ева пошла в кино с лейтенантом Кочаном. Они поженились после Великой Отечественной войны, планировали поехать жить в Подкарпатскую Русь, на тот момент уже в Закарпатскую Украину, но из-за присоединения этой территории к Советской Украине, решили остаться в Чехословакии. Один раз мы сидели в Сибири, второй раз сидеть не хотелось – Кочанова.

Фото. Женщины зенитчицы в годы ВОВ. Русинский Мир.

Из Бузулука Марковичова попала в Прагу после первого боя под Киевом.  Ева в своём зенитном расчёте охраняла штаб чехословацкого батальона зенитными орудиями. Страх перед первым боем под Киевом – штука не из приятных. Особенно когда увидела в воздухе пушку самолёта противника и экипаж глаза в глаза. В зенитном расчёте принцип взаимозаменяемости, каждый боец расчёта при ранении или смерти товарища, должен мгновенно его заменить и продолжить бой даже в одиночку.

Фото. Женщины зенитчицы в годы ВОВ. Русинский Мир.

Но зенитчикам пришлось столкнуться с неприятными сюрпризами природы, это – Русская зима: «Самыми суровыми были пятнадцатиградусные морозы по ночам, стоишь у зенитки, на посту, а в блиндаже четырнадцать спящих человек, две пушки под охраной одного человека в батарее находились два человека. На каждого часового солдаты получали 200 г водки для разогрева. Пример того, в каких условиях приходилось воевать нашим девушкам. Например, история о сапоге Евы, который примёрз к ноге Кочановой во время её дежурства в одну из таких холодных ночей, да так примёрз, что нельзя было его стянуть долго, в итоге стянули и то с кожей.

Фото. Женщины солдаты в годы ВОВ. Русинский Мир.

В виду постоянного пополнения рядов вооружённых сил Корпуса Людвига Свободы, мужа Евы, как инструктора переводили в разные подразделения, то пулемётчиком с более легкими 17-мм пулеметами, то командовать противотанковыми расчётами. Они встречались раз в неделю или раз в две недели, в зависимости от военных действий их подразделений. «Иногда две недели на передовой, укрепляли позиции, после чего можно было решать свои бытовые вопросы». Девушки в боевых условиях сдружились очень скоро и очень крепко. Как вспоминает Кочанова, наша дружба по-прежнему крепка, но девчонок остаётся с каждым годом меньше. Списываемся или созваниваемся. “У меня много друзей однополчан ребят, у нас никогда не было любовной связи, только дружба, потому что мы пережили жестокую войну, объединяющую всех людей в борьбе с фашистским злом.

ПОСЛЕВОЕННЫЕ СУДЬБЫ.

За девять месяцев до окончания Великой Отечественной войны Ева забеременела от лейтенанта Кочанова и на седьмом месяце беременности демобилизовалась, поэтому она не попала в Прагу с чехословацкой армией. «Обычно я надевала колготки, поскольку носить штаны пока не могла. Я боялась, что со мной что-нибудь случится или с мужем». Она пережила конец войны в Словакии, где 27 мая родился её сын. В то время Ева Марковичова и Михал Кочан сыграли свадьбу в Праге, после войны они часто переезжали с места на место, около десяти раз.

Фото. Женщины зенитчицы в годы ВОВ. Русинский Мир.

Через несколько лет после войны госпожа Кочанова пыталась выяснить на Украине, что случилось с её отцом. Она узнала, что венгры обвинили его в умышленной отправке дочери в СССР и заключили его в тюрьму и отца его друга, хотя её родители даже не знали об их побеге. Братья и сестры пережили войну, но остались на Украине, лишь изредка навещая Еву в Чехословакии. Она продолжительное время оставалась дома, её муж был солдатом. Ева Кочанова работала в разных местах, например, кладовщиком на военном складе, в лесу, уборщицей и т.д.: «Вы работаете там, где живете, и в каких условиях, не выбираете. За то, на какой ты работе, недолжно быть стыдно! И моя тётя мне сказала: «Ты никогда не сможешь насладиться своим счастьем, если оно происходит из-за твоего несчастья».” Она не удовлетворена нынешней работой, но, по её словам, «У нас есть крыша над головой, нам есть что одеть, есть чем заняться, нам всего хватает».

Фото. Женщины зенитчицы в годы ВОВ. Русинский Мир.

Г-жа Кочанова является обладательницей нескольких боевых наград, вспоминая личную встречу с генералом Свободой по случаю их награждения: «Он пожал нам руку и сказал: «Девочки, я горжусь вами»”.

Читайте статью в первоисточнике: www.pametnaroda.cz

 Память павших воинов, в русинских сердцах навсегда!

Перевод публикации: Михаил Куцин.

Вместе с вами, мы сделаем Русинский Мир лучше!

При копировании данного материала, либо использования в любом виде (печатном, аудио, видео) на своих ресурсах, просьба указывать источник https://rusinskiimir.ru/  и автора перевода Михаил Куцин, в иных случаях будем обращаться в соответствующие инстанции (админам соц.сетей, и Суд).Фото использованы из открытых источников интернет пространства.

Комментарий “К дню Победы, Михаил Куцин перевёл статью с чешского языка о русинских героях в годы ВОВ. После оккупации Карпатского края Венгрией, Ева Кочанова сбежала в СССР. «Генерал Свобода пожал нам руки и сказал: Девочки, я горжусь вами».

  1. На женских хрупких плечах все и держится. Женщины и воевали и воюют на равне с мужчинами. Светлая память Женщине…. Спасибо Михаил за интересную статью!

Comments are closed.

Left Menu Icon