История русинов. Русины.

Карпато-русины – это центральноевропейский народ, по неподтверждённым данным насчитывающий около 1,2 миллиона человек. Родина русинов (Подкарпатская русь) в данный момент Закарпатская область находится под юрисдикцией Украины. Закарпатье граничит с четырьмя государствами Евросоюза: Румыния, Словакия, Венгрия и Польша, общая протяжённость границ составляет – 470 километров.

Семья русинов Австро-венгерская империя
Семья русинов Австро-венгерская империя

О русинах

Русины – уникальный народ, на протяжении веков живут под юрисдикцией разных империй и государств, и при этом не ассимилировались, остались верными своим традициям, вере, культуре, языку и предкам.

Разные сословия русинов Австро-венгерская империя
Разные сословия русинов Австро-венгерская империя

Карпато-русины-это центральноевропейский народ, насчитывающий около 1,2 миллиона человек, которые живут в границах пяти государств: Польши, Словакии, Украины, Румынии и Венгрии. У них никогда не было собственного государства. Игнорируемые и подавляемые большинством правительств, которые правили ими в прошлом, русины были вынуждены бороться за сохранение своей самобытности, культуры и языка. Эта работа представляет собой попытку восполнить потерю исторической памяти и знаний, вызванную десятилетиями репрессий, путем изучения и объяснения исторического прошлого и культуры Русинов во всех странах, где они живут, включая иммигрантские общины в Соединенных Штатах, Канаде и Югославии.

Эти люди «тысячами и страдали, и умирали за русскую веру своих предков, за русскую церковь, за русскую икону, за русское слово, за русскую песню, за русскую душу, за русское сердце, за русскую волю, за русскую землю, за русскую честь и совесть» – концлагерь Талергоф

Концлагерь Талергоф 1914 г.

Концлагерь Талергоф 1914 г.

Именно благодаря этому народу Галиция многие века называлась «русской стороной». И в наше время русины остаются небольшим, но сильным форпостом «русскости».

Происхождения Подкарпатских русинов

В древности Восточные Карпаты, Закарпатье, Подкарпатье и восток Паннонской долины населяло славянское племя хорватов. Учёные видят в этом названии искажённое «сарматы», считая их потомками иранских племён, в незапамятные времена влившихся в славянство.

В эпоху великого переселения народов многие хорваты двинулись на юг и запад, осели на Балканах и территории современной Чехии. Оставшиеся смешались с местным населением и стали именоваться белыми хорватами – их потомками и являются современные русины.

Само слово «русин» очень похоже на современное «россиянин», что в обоих случаях означает житель русской земли, Руси. Длительное время этот этноним сохранялся на территории древнего русского государства (Малороссии, Великороссии, Белороссии и Карпатской Руси).

Он упоминается в литературных памятниках X века.

Но территория расселения русинов никогда не совпадала с Киевским княжеством. Тому препятствовали высокие хребты Карпатских гор с непроходимыми в то время лесами.

Во времена Галицко-Волынского Княжества употреблялись термины «король руський» и «руська мова», но с другой – историческое проживание в составе разных государств: русины очень подолгу жили под влиянием поляков, венгров и украинцев, сохраняя, однако, свою идентичность в этническом и языковом плане вопреки упорным и часто насильственным попыткам ассимилировать их титульной нацией.

На сегодняшний день существует три основных версии происхождения русинов: русинская, венгерская и украинская.

Историки Карамзин и Ключевский считали, что праотчизна древних славян именно тисо-дунайский карпатский регион, откуда славянские племена разошлись по всей восточной Европе. Такое предположение перекликается с одной из версий об этнопринадлежности и происхождении русинов: русские, белорусы и украинцы – выходцы из русин, предки которых являются пранародом всех славян, поскольку в 988 году русинские священники вместе с болгарскими везли богослужебные книги, чтобы помочь князю Владимиру привести в христианство киевских полян, пребывавших тогда в язычестве. Однако они смешались с другими народами и исказили русинский язык, богатый и сегодня элементами древнерусского и старославянского языка.

Петербургский кодекс (Новый Завет)
Петербургский кодекс (Новый Завет)

Есть ещё версия, что русины – венгры, ассимилированные славянами. Но исторических оснований у этой версии нет. Да, часть западной Украины столетиями была в составе Венгерского королевства и слово «русин» получило своё современное значение именно там. Во времена Ужгородской унии 1646 года, когда часть православной общины вошла в состав Мукачевской епархии, относившейся на тот момент к римско-католической церкви. Тех же, кто сохранял православные обычаи, называли русинами.

"Распределение рас в Австро-Венгрии" из исторического атласа Уильяма Р. Шепарда, 1911
“Распределение рас в Австро-Венгрии” из исторического атласа Уильяма Р. Шепарда, 1911. Источник:newworldencyclopedia

Следующая версия – это один из украинских субэтносов, таких как гуцулы, лемки, бойки. Иными словами – украинцы, а различия с ними в языке, традициях и культуре объясняются оторванностью карпатского региона с его гористым рельефом местности и непроходимыми лесами от равнинной Украины. Перевал БеркуВ эпоху СССР, в последствии современной Украине рассматриваются как этнографическая группа украинцев.

Историческая справка

Историческая справка

VI-VII веках нашей эры появились первые упоминания об этнических русинах, которые происходят от восточнославянских племён тиверцев, уличей и белых хорват, которые населяли территорию Восточных Карпат

Русины известны также под именами: «руснаки», «руськи», «руски», «угрорусины», «угрорусы», «карпатороссы», в Польше — «лэмкы»

На заре становления государственности западных славян – Великой Моравии, земли современных русин населяли славяне: белые и чёрные хорваты.

Белые хорваты населяли восточную Галицию (Западная Украина), а чёрные хорваты населяли центральные и западные территории Великой Моравии (Чехия и Словакия) и южную часть Польши.

X—XIV веках часть Подкарпатской руси периодически входила в состав Киевской Руси и Галицко-Волынского княжества

1068 г. Венгерский король Соломон дает своему двоюродному брату Ламперту земли Подкарпатской руси

Соломон являлся внуком великого Киевского князя Ярослава Мудрого, который был сыном старшей дочери великого князя Киевского – Анастасии Ярославны, королевы Венгерской, Ламперт в свою очередь основывает город Берегово

1236 г. первым документально подтвержденным фактом службы у древнерусского князя был приход отряда рыцарей под предводительством князя Гуйда из Мармароша на помощь дружине великого галицко-волынского князя Даниила Галицкого

За военные заслуги воевода Гуйд получил большой земельный удел на Руси и женился впоследствии на Рамуне, вдове великого князя литовского – Шварно, дочери Миндовга и сестре Войшелка

Выходцы с Подкарпатской руси неоднократно фиксируются в «галицко-волынской летописи», а русины из Галицко-Волынского государства – в актовых документах королевства Венгрия

С тех пор восточные славяне Западной Руси и, в частности, переселенцы из Галичины в Воеводину и Паннонию практически беспрерывно использовали и используют свой этноним «русин \ русины», несмотря на все перипетии истории

В середине XII века пo приглашению венгерского короля Гезы II в Подкарпатскую русь прибыли переселенцы из Саксонии — лужичане, которые на Прикарпатье стали известны под названием «саксы»

1247 г. впервые фиксируются в латинском тексте документальные сведения о Лампертсасе, поскольку его первыми жителями были колонисты из Саксонии (сасы), то и город назвали в честь князя и своей исторической родины «Лампертсас», или «Лупрехтсас»

1284 г. также впервые фиксируется славянское название «Берегсас» (от славянского «берек» — небольшой лес, гай)

В Польше в XVI—XVIII веках использовали латинский этноним «рутены» (лат. rutheni, rhuteni — производное от «Русь») либо для идентификации украинцев и белорусов в противовес русским (лат. russen) из Российского царства (империи), либо в отношении только украинцев для отделения их от православных Великого Княжества Литовского (литвинов)

XIII—XIV веках в процессе династических браков и войн за галицко-волынский престол произошло юридическое включение Подкарпатской руси в состав Венгерского королевства

Грамоты, выданные русо-волошским воеводам герба Сас, зафиксировали обширную категорию восточнославянских названий поселений, говорящих о проживании там в рассматриваемое время славян

К тому времени Киевская Русь уже перестала существовать, а большинство удельных древнерусских княжеств пребывало в вассальной зависимости от Золотой Орды

Свою независимость ещё несколько столетий сохраняло Галицко-Волынское государство, королевство Руси

Вследствие угасания династии Романовичей и войн за галицко-волынское наследство оно прекратило своё существование в конце XIV века и было поделено между представителями родственных монархий:

Пястами – королевство Польское, Гедиминовичами – Великое княжество Литовское, в том числе их ветвью Ягеллонами, и Анжуйской династией – Венгерское королевство

В 1372—1387 годах практически все славянские земли Галицко-Волынского государства входили в состав королевства Венгрия

Подкарпатская русь до начала XX века оставалось в составе Венгерского королевства

1848 г. во время венгерской революции, произошёл подъём национального самосознания в среде Подкарпатской интеллигенции, началось распространение «русофильских» настроений в обществе

«Будители» заявляли о том, что русины – это тот же народ, что и население Малороссии, а, следовательно, часть единого русского народа

Австро-венгерские власти, обеспокоенные венгерскими и польскими антиправительственными выступлениями, решили заручиться поддержкой русинов и оказывали поддержку их самоорганизации

Но австрийцы видели опасность в возрождении общерусского национального сознания, и за русинами был официально закреплён термин «Ruthenen» (рутены), который использовался в европейской практике для обозначения жителей Киевской Руси, Галицко-Волынского государства и впоследствии русинских воеводств Речи Посполитой начиная с XI ст., в отличие от «Russen» – русских (российских подданных)

Губернатор Галиции граф Стадион фон Вартгаузен заявил русинам, что они должны отречься от национального единства с остальной Русью и развивать свою культуру как самостоятельную

1860-х гг. в Галичине произошёл раскол национального движения на «русофилов» и «украинофилов»

Вначале разногласия были незначительными, и не носили системного характера

Русофилы продолжали отстаивать идею единства русинов с остальным русским народом, пользовались «язычием», а позже – литературным русским языком, а украинофилы выступали за создание и принятие украинского литературного языка на народной основе, то есть «принять наш письменный язык с Украины» (в то время входившей в Российскую империю)

Но впоследствии два эти направления превратились во враждующие лагеря

В конце XIX века австрийское правительство поддержало украинофилов, а против русского движения была развязана борьба

Русофилы подвергались судебному преследованию, начало чему положил «Процесс Ольги Грабарь», их организации, школы и типографии закрывали, а самих сажали в тюрьмы и высылали из страны

В мае 1910 года австрийские власти закрыли все русинские организации Буковины, а также русские бурсы (общежития для учащейся молодёжи) в Черновцах и Серете

Имущество организаций было конфисковано

Причиной запрещения деятельности русских организаций были голословные обвинения в шпионаже и государственной измене

Во время Первой мировой войны многие (не менее 100.000 тысяч) русины были заключены австрийскими властями в концентрационные лагеря Талергоф и Терезин

После распада Австро-Венгрии и появления возможности легализовать русское движение в декабре 1918 во Львове был создан Русский исполнительный комитет, который стоял на антибольшевистских позициях и способствовал созданию военного подразделения из русских галичан в составе Деникинской добровольческой армии

До 1918 года в отношении коренного населения Галичины, Буковины и Карпатского региона редко употреблялся этноним «украинец, украинский», хотя существовало много различных названий

В июне 1918 г. русинские эмигранты в Америке учреждают Раду американских Угрорусинов и выдвигают по аналогии с другими народами требование создания независимого русинского государства

18 сентября 1918 г. Т. Г. Масарик от имени чехословацкого правительства провозгласил в Вашингтоне Декларацию независимости Чехословакии как демократической республики

23 октября 1918 г. русины были приняты в среднеевропейский союз порабощённых народов и её решением признаны отдельным народом с правом на самоопределение

В ноябре 1918 г. о своём присоединении к Чехословакии в качестве народа с правом на самоопределение высказались и русины

Решающее слово в этом решении принадлежало Народному собранию трёх подкарпатских Русских Народных Рад, состоявшемуся 8 мая 1918 г. в Ужгороде, где была учреждена Центральная Русская Народная Рада

Она приняла следующую резолюцию:

„Собрание всех подкарпатских Русских Народных Рад публично заявляет: что от имени всего народа полностью поддерживает решение американских Угро-Русских Рад присоединиться к Чехо-Словацким народам на основе полной национальной автономии “

Венгрия, в свою очередь, в 1920 г. при заключении Трианонского договора в ст. 48 заявляла:

„Венгрия признаёт, со своей стороны, как это уже сделали союзные государства и те, что к ним присоединились, полную независимость Чехословацкого государства, которое будет иметь в своём составе автономную территорию Русинов на юг от Карпат“

Проведённый референдум показал следующие результаты:

67 % – опрошенных высказалось за вхождение края в состав Чехословакии;

28 % – за присоединение к Украине;

2 % – за полную независимость;

1 % – за соединение с Галичиной;

Остальные пожелали остаться в составе Венгрии или присоединиться к России

Таким образом Подкарпатская Русь (такое название земли было введено постановлением Генерального Устава от 16 ноября 1919 г., а затем внесено в конституцию Чехословакии, принятую в 1920 г.) вошла в состав Чехословакии в качестве народа с правом на самоопределение

Некоторая часть региона, заселённого русинами, оказалась в составе другой области того же государства – Словакии

Южная часть Закарпатья перешла под власть Румынии и образовала часть области Кришана – Марамуреш (уезды Марамуреш и Сату-Маре)

Некоторая часть русинского населения осталась на территории Венгрии.

Присоединение основной части Подкарпатской Руси к Чехословакии противоречило решению состоявшегося 21 января 1919 г. в Хусте „Собора всех русинов, живущих в Венгрии“ о присоединении Закарпатской Украины к Украинской Народной Республике

После 40-летней украинизации украинское самосознание приобрела только часть русинских жителей восточной Словакии

На сегодняшний день исконный русинский этнос разделился на две составляющие, вместо одной – существуют две национальности, с одинаковым происхождением и прошлым, так как при переписи населения в 1991 г. к русинам причислили себя 16937 человек, а к украинцам 13847 по происхождению русинов

В 1992 и 2002 Закарпатский областной совет обращался к центральным властям Украины с просьбой признать русинов отдельной национальностью

В августе 2006 года Комитет по ликвидации расовой дискриминации ООН рекомендовал правительству Украины рассмотреть вопрос о признании русинов в качестве национального меньшинства, поскольку имеются «существенные отличия между русинами и украинцами»

7 марта 2007 года Закарпатский областной совет принял решение признать русинов коренной национальностью Закарпатья

Украинские националистические организации, в том числе Конгресс украинских националистов и общество «Просвита», потребовали от президента Украины Виктора Ющенко отменить это постановление как незаконное

В настоящее время власти Украины рассматривают русинов как этнографическую группу украинцев

Осужденный за сепаратизм о. Дмитрий Сидор

В современной Украине русинам разрешено называть себя угрорусинами, угрорусами, карпатороссами, рутенами, но люьые инициативы в сторону самоопределения мягко говоря не приветствуются .

Сами русины именуют себя – русские, руськие, руснаки, русины, и по праву считают себя частью общерусской цивилизации, и четвёртым восточнославянским народом, также как русские, белорусы, и украинцы.

оз. СИНЕВИР
оз. СИНЕВИР

3. Родина русинов – Карпатская Русь

Историческая Карпатская Русь занимала территории комитатов Спиш, Шариш, Земплен, Унг, Берег, Угоча и Мармарош Венгерского королевства, которые совпадают с границами современного Закарпатья, Прешовской Руси (Прешовский край) на территории нынешней Словакии, и Марамуреша, области расположенной в Румынии.

Территориальное(историческое) расположение Карпатской Руси

МАРАМОРОШ (MARAMAROS)
МАРАМОРОШ (MARAMAROS)

МАРАМОРОШ (MARAMAROS)

Комитат (жупа),

Комитат или округ (венг. vármegye) — историческая административно-территориальная единица Венгерского королевства, начавшаяся формироваться с конца X века, прошедшая ряд трансформаций, окончательно оформившаяся в XV веке и остававшаяся практически неизменной до 1918 года. Вследствие раздела Венгерского королевства по Трианонскому договору 1920 года  комитатская система упразднена.

На основании решения Сен-Жерменского и Трианонского мирных договоров после окончания Первой мировой войны территория Карпатской Руси отошла Чехословакии. При этом Комитат Мармарош был разделен в следующих долях:

  • 3/5 территории досталось Чехословацкой Республике;
  • 2/5 территории – Румынии.

Границей разделения установлена река Тиса.

В результате, к Румынии отошёл главный город комитата Мараморош-Сигет и сёла населённые русинами в долине рек Вишеу и Рускова.

4. Современные границы Подкарпатской руси – это Закарпатская область состоящая из 6 районов (до 17 июля 13 районов), с областным центром в г. Ужгород, находящейся в составе Украины со времён СССР 1945 г., область граничит с 4-мя Европейскими государствами: Румыния, Венгрия, Словакия, Польша, общая протяжённость границ составляет: 470 км.

Новое административно-территориальное устройство Закарпатской области (с 2020 года)
Закарпатская область
Административно-территориальное устройство Закарпатской области (до 17 июля 2020 года)

5. Тип внешности русинов

Русины наше время

Среди русинов Подкарпатья чаще встречаются люди с темными глазами и волосами, но есть люди с более светлыми вариантами того и другого.

Средний рост 167 см.

Им свойственны европеоидные типы внешности, без тюркоидных черт, как случается встретить, например, в Южной и Центральной Украине.

Психотип карпатских русинов таков: сильные духом и настойчивые, но при этом терпеливые и открытые.

Это дружелюбные оптимисты с жизнерадостным и спокойным характером.

Их отличает тяга к эстетике, любовь к родине и преданность принципам.

Но если сравнивать русинов с другими карпатскими народами – бойками и гуцулами, то разница очевидна и во внешности, и в психологическом портрете.

Гуцулы и бойки – типичные представители карпатского типа внешности: невысокий рост, тёмные брови, карие глаза, узкое высокое лицо с невыразительным надбровьем, выпуклый нос.

В характере гуцулов есть игривость, самолюбование, они общительны и гостеприимны, а бойки более молчаливые, замкнутые и осторожные.

6. Язык Русинов

Русинский язык представляет целую группу, охватывающую несколько стран. У русинского есть несколько особенностей, на которые стоит обратить внимание:

Русинский язык представляет целую группу, охватывающую несколько стран. У русинского есть несколько особенностей, на которые стоит обратить внимание:

1.Различаются гласные «э» и «о». Русины часто произносят слова, привычные русскому человеку так, что он невольно рассмеется. Например, слово «небо» звучит у них как «нэбо». А еще есть слово «дэрэво».

2.Две буквы «о», одна из которых звучит как обычная русская, а другая более звонко и протяжно.

3.«Р» часто произносится смягченно, словно к ней добавляют мягкий знак. То же самое касается буквы «в».

Более того, у русинского есть несколько говоров. В целом русинский алфавит очень похож на русский.

Помимо русинского, есть южно-русинский, разделяющийся на диалекты.

В его случае алфавит выглядит несколько иначе.

Его примечательной особенностью можно считать наличие двух букв «г».

Большинство русинов владеет украинским, а жители Восточной Европы знают языки, соответствующие стране проживания.


Интересно и подробно о русинском языке рассказывает молодой талантливый блогер, карпатский русин
Михаил Кушницкий.

Русины на празднике

7. Религия русинов

Предки русинов приняли православное христианство, вероятнее всего, ещё во время миссионерской поездки «Солунских братьев» Кирилла и Мефодия в Великоморавское княжество

Так или иначе, но Кирилл и Мефодий считаются не только «апостолами славян», но и святыми покровителями Подкарпатской руси – множество местных храмов посвящено именно им, а Грушевский монастырь близ Мукачева считает их своими основателями

Русины изначально были православными (Сербского и Константинопольского патриархатов), но, находясь в многовековой изоляции, под влиянием Флорентийской и Брестской уний также перешли в грекокатолицизм

Чтобы сохранить византийский литургический обряд, а также поправить свое материальное благосостояние, ряд пастырей Православной церкви Подкарпатской руси вступила в унию с Римом, образовав Русинскую грекокатолическую церковь после оформления 24 апреля 1646 года Ужгородской унии

С того момента принадлежность к грекокатолицизму, равно как и к православию, стала этническим сигналом принадлежности русинов к славянскому этносу

Как и раньше, русины подвергались ассимиляции, но их потомки, утрачивая родной язык, сохраняли «веру отцов» – множество русин, особенно в горных районах, оставались православными

В условиях демократического Чехословацкого государства, часть верующих русин, принадлежащих к грекокатоликам, стала возвращаться к православной религии

Запрет, наложенный на грекокатолическую церковь в СССР в 1946, ускорил этот процесс

По разным данным ныне более 60 % русинов Подкарпатской руси являются православными, а 35 % – грекокатоликами

Русинская грекокатолическая церковь является самоуправляемой.

Она разделяется на 3 части, одна из которых подчиняется Ватикану, другая принадлежит Мукачевской епархии, а третья – Чешской Республике.

Грекокатолическая Мукачевская епархия, объединяющая закарпатские приходы, входит не в состав Украинской греко-католической церкви, а в состав Русинской греко-католической церкви и находится в прямом подчинении Святому Престолу

Ряд руководящих иерархов этой епархии занимают позиции политического русинства, то есть поддерживают движение за автономию и даже отделение Закарпатья и возвращения статуса республики Подкарпатская русь

8. Культура русинов

Наиболее интересной представляется культура Подкарпатских русинов, выраженная в развитом зодчестве.

Наиболее интересной представляется культура Подкарпатских русинов, выраженная в развитом зодчестве.

Подкарпатские русины многое позаимствовали у европейцев. В русинских постройках заметно влияние готики и стиля барокко.

Зодчие были достаточно умелые, чтобы строить из дерева.

Первыми свое распространение получили культовые сооружения.

Они сохранились и до наших дней.

Храм в г. Ужгород

Такие постройки появились в начале 17 века и строились до 19-ого.

Есть и довольно старые постройки, которые относятся к древней эпохе. Их можно найти в каждом из 13-ти районов Закарпатской области.

Ярким примером народного творчества служат храмы, в которых сохранились образцы древней живописи, вышивки, книги со старославянской письменностью и другие значимые в культурном плане изделия.

Церкви русины делали из сруба, выстраивая шатры.

Ряд русинских церквей оказался разобранным и перевезенным в Чехию.

Сейчас они есть в ряде чешских городов, в том числе в Новой Паке и Праге.

9. Жилище русинов

Жилище русинов более всего напоминает избы.

Импровизированная русинская деревня

Их характерной особенностью являются большие крыши, нависающие над основной (жилой) частью.

Русинский дом

Крышу в традиционном доме могли делать из дерева или плотно связанных ветвей.

Русинский двор

Внутри обстановка напрямую указывает на влияние славян.

Русинский быт

Потолки в домах низкие, под ними располагаются деревянные балки.

Мебель сделана из дерева, для освещения используют лучину, подвешенную на балку.

Посуда и столовые приборы тоже сделаны из дерева.

Спали в традиционном доме на маленькой кушетке, на которой могло быть разложено несколько подушек.

Русинский уют

Скатерти и прочие используемые в быту вещи делали вручную.

Пили из больших кружек, напоминающих пивные.

Обедали за маленьким столом, сидя на табуретках.

Интересно, что большинство русинов всегда было крестьянами.

При этом их дома отличались ухоженностью и некоторым минимализмом.

Русинская посуда

Вещи хранили в сундуках, если могли себе подобное позволить.

10. Кухня русинов

Кухня русинов сложилась под влиянием разных народов. В ней явно прослеживаются чешские, словацкие, румынские, еврейские и венгерские корни.

Традиционно кухню русинов принято относить к закарпатской.

«Информация в данном разделе размещена строго в соответствии с п. 1, п. 5 ст. 15, п. 1 ст. 10, п.6 ст. 10 Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 09.03.2021) “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” и транслируется исключительно в научно-просветительских и познавательных целях. Правообладатель настоящего сайта не несет ответственности за действия и высказывания третьих лиц, представленных в публикациях».

Left Menu Icon