Валерий Разгулов. «История Канонической Православной Церкви Подкарпатских Русинов – IV «Угольский монастырь. Этот монастырь считается одним из самых древних…”

Валерий Разгулов. «История Канонической Православной Церкви Подкарпатских Русинов – IV «Угольский монастырь. Этот монастырь считается одним из самых древних…”

КАРПАТОРУСИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ – IV
Архимандрит Владимир (Попадинец), Валерий Разгулов

Угольский монастырь
Этот монастырь считается одним из самых древних на историческом Закарпатье, который действовал еще до монгольского периода. Но, возможно, он был не только древнейшим из монастырей этого региона, но даже самым древним в славянском мире. Сохранились документальные свидетельства того, что он функционировал еще в начале XIII века.

С тех пор до нас дошло предание: «Старожили села Угля Богдан Ференц и Никола Угляй (…) рассказывали, что когда ученики святого Кирилла и Мефодия были изгнаны из Моравии, они пришли в Полонину и здесь, в предгорье Менчула у горы Заневка основали монастырь, который назывался Заневским или Угольским (от названия села)». («Епархиальный вестник» №3 за 1991 г.).


Интересный памятник об обители сохранился с XIV века. Это бронзовая печать диаметром 44 мм ручной работы, где есть надпись: «Печать монастыря Угольского Воскресения Христова. Это реальное свидетельство того, что монастырь существовал в то время. А рельефное изображение (на снимке) этой печати свидетельствует о том, на каком языке тогда пользовались.


Есть еще одно доказательство в пользу того, что в соседнем Грушевском монастыре была типография. Ведь профессиональный специалист данной темы, доктор исторических наук, автор уникального исследования «Начало славянского книгопечатания» Евгений Немировский (1925-2020) писал: «Комплекс технических приемов, лежащий в основе книгопечатания, включает гравирование по металлу, а также само печатание – перенос красочного слоя изображения с формы на воспринимающую поверхность… Надо сказать о ремесле, объединяющем многие из тех приемов, которые впоследствии послужили технической основой книгопечатания.

Это – изготовление печатей».
(Москва. «Книга». 1971. с. 47).
К слову, Анатолий Кралицкий во львовском «Научном сборнике» опубликовал свидетельства XVIII под названием «Следы типографии Грушевского монастыря», речь идет о свидетелях, которые видели своими глазами старопечатные издания, в частности Букваръ. («Следы книгопечатания монастыря Грушовского»/ «Н. Сб.» Львов. 1865. С. 111-114).


Примечательным фактом в истории монастыря стал 1558 год, когда в Углянской обители побывали послы московского царя, когда возвращались из Царьграда. В своем послании они писали: «В том монастыре есть колодец, в котором вода так сладкая, как грушевый квас. Тот квас пьют все братия, а также и гости (…) в гору пять миль от монастыря. Из каменных гор вытекает вода такая горячая, что в ней можно сварить яйцо.

К тем водам приходит много людей, страдающих разными немощами, ложатся в них, и всем кто приходит, возвращается здоровье и они поправляются…». (Валерий Разгулов // Послы Ивана Грозного в Закарпатье / Карпатская панорама 5 августа 2000 года).


Именно исследователи обратили внимание на то, что в монастырях того времени проживало не более 20 монахов, а здесь в Угольском нашли убежище 330 монахов (!). По этому поводу краевед В.

Пагиря констатировал: «За всю историю существования монастырей Закарпатья это был единственный случай проживания в одном монастыре такого большого количества монахов. Это можно объяснить, с одной стороны, расцветом монашеской жизни, а с другой стороны, тем, что после битвы под Могачем в 1526 году в Угольском монастыре собрались монахи из других монастырей, занятых турками, и из протестантского Семигорода». (Указанная работа стр. 33).

А еще мукачевский исследователь печатает интересную информацию: «В списках церковных книг упоминаются два Служебника; один трифологион; один Апостол (а второй писан); «Евангелие поучительное писаное»; один «Меч духовный, Дорофеем дарованы», а «Богословие» взято игуменом Дорофеем в Драгове от Ференциевых; «Чудо Пресвятой Богородцы» отец Афанасий одолжил к скиту».
(Там же стр. 84).


Эта крепкая православная твердь имела несколько скитов – в Драгове, Малой и Большой Угольках.
В 1788 году император Австрийский издал указ, согласно которому начали закрывать православные монастыри, в том числе и Угольский, хотя к тому времени он уже и занимался униатами из ордена Василиан. Скорее всего, здесь на монастырском кладбище нашел вечное убежище легендарный православный епископ Досифей (1648 – 1734), делалось все, чтобы стереть о нем память.


Древний монастырь в Угле, как та мифическая птица Феникс, возрождался из пепла всякий раз, когда уже казалось, что с этого святого места останутся только упоминания.
Продолжение следует…

Автор: Валерий Разгулов

Вместе с вами мы сделаем Русинский Мир лучше!

При копировании данного материала, либо использования в любом виде (печатном, аудио, видео) на своих ресурсах, просьба указывать источник https://rusinskiimir.ru/  и автора Валерий Михайловича Разгулова, в иных случаях будем обращаться в соответствующие инстанции (админам соц.сетей, и Суд). Фото использованы из открытых источников интернет пространства.


КАРПАТОРУСИНСЬКА ПРАВОСЛАВНА ЦИВІЛІЗАЦІЯ – ІV

Архімандрит Володимир (Попадинець), Валерій Разгулов

Угольський монастир

Цей монастир вважається одним із найдавніших на історичному Закарпатті, якій діяв ще до монгольського періоду. Але можливо, він був не тільки найдавнішим з монастирів цього регіону, а навіть самим давнім у слов’янському світі. Збереглися документальні свідчення того, що він функціонував ще на початку ХІІІ століття. З тих часів до нас дійшов переказ: «Старожили села Угля Богдан Ференц й Никола Угляй (…) розповідали, що коли учнів святого Кирила і Мефодія було вигнано з Моравії, вони прийшли в Полонину і тут, в передгір’ї Менчула біля гори Заневка заснували монастир, який називався Заневським або Угольським (від назви села)». («Єпархіальний вісник» № 3 за 1991 р.).

Цікава пам’ятка про обитель зберіглася з ХІV століття. Це бронзова печатка діаметром 44 мм ручної роботи, де є напис: «Печать монастиря Угольського Воскресіння Христового. Це реальне свідчення того, що монастир існував у той час. А рельєфне зображення (на знімку) цієї печатки, свідчить про те, якою мовою тоді користувалися.

Отож, є ще один доказ на користь того, що у сусідньому Грушівському монастирі була друкарня. Адже, фаховий спеціаліст цієї теми, доктор історичних наук, автор унікального дослідження «Начало славянского книгопечатания» Євгеній Неміровський (1925-2020) писав: «Комплекс технических приёмов, лежащий в основе книгопечатания, включает гравирование по металлу, а также само печатание – перенос красочного слоя изображения с формы на воспринимающую поверхность… Надо сказать о ремесле, объединяющем многие из тех приёмов, которые впоследствии послужили технической основой книгопечатания. Это – изготовление печатей». 

(Москва. «Книга». 1971. с. 47). 

 До слова, Анатолій Краліцький у львівському «Науковому збірнику» надрукував свідчення ХVІІІ під назвою «Следы типографии Грушевского монастыря», мова йде про свідків, які бачили на власні очі стародрукі, зокрема Букваръ. («Следы книгопечатания монастыря Грушовского»/ «Н. Сб.» Львов. 1865. С. 111-114).

Примітним фактом в історії монастиря став 1558 рік, коли в Углянській обителі побували посли московського царя коли поверталися з Царгороду. В своєму посланні вони писали: «В том монастыре есть криница, в которой вода так сладка, как грушевый квас. Тот квас пьют все братия, а также и гости (…) В гору пять миль от монастыря. С каменных гор вытекает вода такая горячая, что в ней можно сварить яйце. К тем водам приходит много людей, больных на разные немощи, ложатся в них, и всем кто приходит, возвращается здоровье и они поправляются…». (Валерий Разгулов // «Послы Ивана Грозного в Закарпатье» / «Карпатская панорама» 5 августа 2000 года).

Саме дослідники звернули увагу на те, що у монастирях того часу проживало не більше 20 ченців, а тут в Угольському, знайшли притулок 330 ченців (!). З цього приводу краєзнавець В. Пагиря констатував: «За всю історію існування монастирів Закарпаття то був єдиний випадок проживання в одному монастирі такої великої кількості монахів. Це можна пояснити, з одного боку, розквітом чернечого життя, а з другого боку, тим, що після битви під Могачем 1526 року в Угольський монастир зібралися ченці з інших монастирів, зайнятих турками, та з протестантського Семигорода». (Вказана праця стор. 33). А ще мукачівський дослідник друкує цікаву інформацію: «У списках церковних книг згадуються два Служебники; один Трифологіон; один Апостол (а другий писаний); «Євангеліє поучительное писаное»; один «Мечь духовный, Дорофеєм даровани», а «Богословія» позичена ігуменом Дорофеєм у Драгові від Ференційових; «Чудо Прасвятой Богородцы» отец Афанасій позичил до скиту».

(Там же стор. 84).

Ця міцна православна твердь мала кілька скитів – у Драгові, Малій і Великій Угольках.

У 1788 році імператор Австрійський видав указ, згідно з яким почали закривати православні монастирі, зокрема й Угольський, хоча на той час він вже й опікувався уніатами з ордену Василіан. Скоріше за все, тут, на монастирському цвинтарі знайшов вічний притулок легендарний православний єпископ Досифей (1648 – 1734), робилося все, щоб стерти про нього пам’ять.

Древній монастир в Углі, як той міфічний птах Фенікс, відроджувався з попелу щоразу, коли вже здавалося, що з цього святого місця залишаться лише згадки.

Далі буде…

Left Menu Icon