Православные традиции с Генералом Э. Артюховым. «Ирод Петра в темницу заточил, в цепи-вериги его облачил…»

Православные традиции с Генералом Э. Артюховым. «Ирод Петра в темницу заточил, в цепи-вериги его облачил…»

29 января День почитания вериг
Апостола Петра.
 
Ирод Петра в темницу заточил,
В цепи-вериги его облачил.
Назначил ему за проповедь суд.
Такие суды смерть обычно несут.
 
Но первый Апостол, Христа ученик,
В веригах в темнице в вере не сник.
Он стоек и крепок в вере Христа,
Он первый средь первых  был у Христа.
 
В ночь пред судом пришел Он к нему,
И пали вериги на землю сыру.
Своими руками вериги Он снял,
Петра из темницы с собою забрал.
 
Великое чудо народу явил,
Апостола проповедь Он подтвердил.
Ясно, что истинны Петра слова.
Ясно, что истинна Вера в Христа.
 
Принявший веру ту русский народ,
С верою этой в сердце живёт.
И как все в мире вериги он чтит,
Не забывая про дом свой и быть.
 
 
День почитания по-своему зовёт.
Петром-полукормом день кличет народ.
Нужно запасы в сей день проверять,
Надо ли траты свои уменьшать.
 
Если запасся на зиму впрок,
Правильно выучил жизни урок.
Запасы свои нужно считать,
Чтоб по весне не голодать.
 
Важен крестьянину Петра день вериг.
С молитвой в работе он знаний достиг,
Хватит запасов ему до весны,
Или потуже затянуть пояски.
 
Петр пришел на Русь полукорм,
Занят подсчётом кормов каждый дом.
День почитания святынь так зовёт,
Петром-полукормом кличет русский народ.

Автор: Э.Артюхов Санкт-Петербург 2017 год.

Вместе с вами, мы сделаем Русинский Мир лучше!

При копировании данного материала, либо использования в любом виде (печатном, аудио, видео) на своих ресурсах, просьба указывать источник https://rusinskiimir.ru/  и автора произведения Эдуард Артюхов, в иных случаях будем обращаться в соответствующие инстанции (админам соц.сетей, и Суд). Фото использованы из открытых источников интернет пространства.

29 января Православная Церковь отмечает день поклонения честным веригам святого и всехвального апостола Петра. Об истории этого праздника, который впервые был утвержден еще во II веке, и о чуде обретения вериг апостола Петра, мы поговорили с Тимофеем Китнисом, историком.

Эта святыня связана с двумя фрагментами из жизни апостола Петра. Один из них описан в книге «Деяния святых апостолов». Примерно в 42 году Ирод Агриппа узнал о том, что последователи Иисуса объединились в «назаретскую секту», как говорили в те времена. Ирод «убил Иакова, брата Иоаннова, мечом» (Деян. 12:2), вскоре был схвачен и заключен в темницу Петр.

В книге о деяниях апостолов отдельно указано, что Петр был скован двумя цепями. Ночью же свершилось чудо. В темницу явился Ангел, пробудил апостола, и «цепи упали с рук его» (Деян. 12:7). Петр встал, оделся и ушел из темницы. Сам он не понимал, видение это или реальность. Осознание пришло только когда он оказался у дома собратьев-христиан, у дома «Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились» (Деян. 12:12). Затем из соображений безопасности Петр покинул это место.

Точно неизвестно, куда он отправился, но, согласно древнему преданию, апостол совершил путешествие в Рим. Некоторые историки сомневаются, что Петр действительно был в Риме, ведь в городе проповедовал Павел. Вероятно, Петр пришел позже Павла, когда христианская община в Риме была уже довольно многочисленна. Кроме того, свидетельство Петра о Христе пользовалось особым вниманием, потому что он вживую видел Господа, был его сотайником. Деятельность апостола Петра как главы христианской общины Рима также считается основанием для признания главенствующего авторитета Пап Римских в качестве преемников апостола.

В 64 году, в ночь на 19 июля, в Риме случился великий пожар. Император Нерон неоднократно говорил, что Рим нужно было бы сжечь и отстроить заново. Легенды и свидетельства описывают события по-разному, до сих пор неизвестно, кто поджег город: сам Нерон или его противники. Однако после этой страшной ночи, в которой погибло множество людей, власть Нерона пошатнулась. Необходимо было найти виновных, ими и стали христиане.

Стоит отметить, что гонения при Нероне не носили строго организованного характера, как, например,  было при Домициане, Декии или Диоклитиане. В те времена христианство еще не отличали от иудейства и считали одной из многочисленных сект. Преследования христиан при Нероне были непродолжительны, но очень интенсивны, они даже докатились до Милана. Именно во время этих гонений были схвачены и заключены в Мамертинскую темницу апостолы Павел и Петр.

Согласно позднейшему апокрифическому преданию, Петра предупредили о возможности быть схваченным и попросили покинуть город. Ночью он вышел из Рима, но увидел идущего навстречу Христа. Апостол спросил своего Учителя: «Куда идешь, Господи?» (Камо грядеши, Господи?). На что Христос ответил: «Раз ты оставляешь народ мой, я иду в Рим, на новое распятие». После этого Христос вознесся в небо, а Петр, устыдившись своей слабости, вернулся в Рим, где был заключен в темницу и принял мученическую смерть на кресте. Однако он просил распять его не как Христа, а вниз головой, считая себя недостойным умереть так же, как Учитель.

Раскопки подтвердили существование Мамертинской темницы на том месте, где сегодня находится Капитолийский холм. Возможно, тюрьма была там еще с III века до Рождества Христова. Интересно, что, согласно археологическим исследованиям, уже в VIII веке эта темница использовалась в качестве церкви.

Петр был похоронен на кладбище на Ватиканском холме, которое находилось за городскими стенами и было предназначено для не именитых узников. Уже с I века могилы мучеников стали особым образом почитать, а сегодня на этом месте расположен ватиканский Собор святого Петра. Скорее всего, апостол был похоронен в тех цепях, которыми был скован в Мамертинской темнице.

Так о каких же веригах идет речь – о тех, от которых Петра освободил Ангел, или о тех, которые надели на апостола стражники Нерона? Если вести речь о цепях, описанных в «Деяниях святых апостолов», то также возникает два варианта развития событий.

Либо цепи целиком спали с его рук, и, пораженные чудом сокамерники, сохранили эти вериги и позже передали христианам. Либо же, цепи отпали от стены, и апостол остался в своеобразных «наручниках», которые снял уже в доме у Марии. То же, что христиане сохранили вериги, вполне естественно: апостол Петр почитался уже в раннехристианских общинах.

Считалось, что даже его тень исцеляла – настолько сильна была Благодать Святого Духа, исходившая от апостолов. После смерти Петра вериги также пользовались почитанием, к ним приходили получить излечение люди с тяжелейшими недугами. Уже во II веке Папа священномученик Александр установил праздник апостола Петра. В этот день было принято приходить на могилу апостола в Риме и молиться.

История обретения честных вериг апостола Петра и воссоединения той части, что была описана в «Деяниях святых апостолов» и той, о которой известной из апокрифа, связано с именем императрицы Евдокии, которая была канонизирована Православной Церковью в лике благоверных.

Она стала женой императора Феодосия II практически случайно. Отец Евдокии, афинский философ Леонтий, перед смертью завещал все свое имущество старшим братьям девушки. Чтобы отсудить свою часть, Евдокия отправилась в Константинополь, где ее и заметила старшая сестра Феодосия II Пульхерия (также канонизирована в лике благоверных), подыскивающая жену для брата.

Двадцать лет Евдокия правила вместе с мужем, пока не стала жертвой недоразумения. Некий крестьянин принес в дар императору яблоко невероятного размера. Феодосий II отправил это яблоко жене, а та – другу детства императора, Павлину, который переадресовал плод обратно Феодосию. Евдокия, вскоре вызванная мужем, сказала, что съела яблоко. Разгневанный император начал преследование, Павлин был казнен, а императрица выслана в Иерусалим по подозрению в измене.

Первое время она жила в окружении своих слуг и двора, но вскоре была лишена всего этого. Евдокии удалось сохранить свои средства, на которые она начала строить многочисленные храмы и монастыри. Считается, что именно Евдокия примерно в 437-439 году выкупила вериги апостола Петра, те самые, которые были описаны в «Деяниях святых апостолов».

Часть цепей она отправила в Константинополь, часть – Папе Льву I, а часть – дочери Евдоксии, которая была супругой императора Западной Римской империи Валентиниана III. Именно Евдоксия возвела в Риме храм Святого Петра: полученные из Иерусалима вериги были объединены с теми, которыми апостол Петр был скован в Мамертинской тюрьме. Там честные вериги пребывают до сих пор. Части же, посланные в Константинополь и Папе Льву I были позже разосланы во многие храмы по всему миру.

Left Menu Icon