Икона Богородицы «Благовещение» Киевская «Архангел Гавриил: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою» В Софии Киевской икона есть одна, Мозаику из смальты сотворила мастера рука. То Благовещения Богородицы Икона, Свята для православного в миру народа. С покровом Богородицы вся Русская Земля, И даже та, что ныне русской не зовется. И чтобы не творили в ней вы, неогоспода, Вернуть ее когда-то вам придется. Столицы Земли Русской разные бывали, И земли русские у русских отбирали, А русских шельмовали, изгоняли, И на земле своей жестоко убивали. Но помните, лихие и без Бога господа, Хоть может родила вас Русская Земля, Без русских долго не бывает Русская Земля. Не долго будет вас тереть она. Во что бы вы пред миром не рядились, И даже в храмах на иконы вы крестились, Покрова Богородицы и Бога вы лишились, Когда к лукавому от Бога обратились. Жди нас святая нам Руси икона, Жди нас и нашего тебе поклона. К тебе с молитвою уже идем, И в земли русские к Софие мы придем. В Софии Киевской икона есть одна, Мозаику из смальты сотворила мастера рука. То Благовещения Богородицы Икона, Свята для православного в миру народа. Автор: Э. Артюхов Москва 2022 год
Вместе с вами, мы сделаем Русинский Мир лучше!
При копировании данного материала, либо использования в любом виде (печатном, аудио, видео) на своих ресурсах, просьба указывать источник https://rusinskiimir.ru/ и автора произведения: Эдуард Артюхов, в иных случаях будем обращаться в соответствующие инстанции (админам соц.сетей, и Суд). Фото использованы из открытых источников интернет пространства.
История
В Киево-Софийском соборе, на восточных столбах, поддерживающих алтарную арку, можно увидеть мозаичное изображение архангела Гавриила и Богоматери, образующих композицию «Благовещение».
Описание явления Ангела Господня Деве Марии присутствует только в одном Евангелии – от Луки (Лк.1:26-39). На основе этого сюжета и построена иконография «Благовещения», которая весьма разнообразна, насыщена деталями и имеет несколько изводов благодаря дополнениям из многочисленных неканонических источников.
На софийской мозаике в руках Богородицы веретено с пурпурной пряжей, о котором евангелист Лука ничего не говорит. Однако, согласно апокрифическому «Протоевангелию Иакова» (XI, 1), когда к Пречистой Деве явился архангел с вестью о непорочном зачатии Спасителя мира, Она пряла пряжу для завесы Иерусалимского храма. «Благовещение с пряжей» стало одним из главных изводов в иконографии этого сюжета. Именно этот вариант «Благовещения» помещают на Царских вратах, которые ведут в святая святых – алтарь. В мозаике отсутствуют какие-либо атрибуты конкретного места действия: это помогает указать на сокрытый характер начала Боговоплощения. Сведение к минимуму набора «рассказывающих» деталей – характерная особенность византийской иконописи эпохи македонской династии.
При выкладывании изображения Богоматери греческий мастер искусно использовал смальту различных оттенков синего: на Деве Марии хитон светло-синих тонов, а мафорий более темный, с густыми темно-синими складками, доходящими до черного цвета. Лик выложен розоватыми и белыми кубиками, сочетающимися в притененных местах с зеленовато-серыми. Справа от Богородицы греческая цитата из Евангелия, русский перевод которой: «[Я] Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1:38).
Архангел Гавриил обращен к Богоматери. Правой рукой он благословляет, а в левой, как посланник Господа, держит жезл. Надпись гласит: «Архангел Гавриил: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою» (Лк.1:28).
Фигуры архангела и Девы Марии выполняли разные мозаичисты. Гавриил, в отличие от Богоматери, массивен и грузен, а складки его одеяний почти прямоугольны и ломки. Это изображение Благовещения Пресвятой Богородицы носит название «Прядущая».