Подкарпатская Русь, через призму чешских исследователей. Богумил Ваврушек. История русинов!

Подкарпатская Русь, через призму чешских исследователей. Богумил Ваврушек. История русинов!

Подкарпатская Русь, через призму чешских исследователей. Богумил Ваврушек. История русинов!

Можно только представить эмоции и удивление жителей Чехословакии, при вхождении Подкарпатской Руси – сегодня Закарпатье, в её (Ceskoslovensko) состав*.

Подкарпатская Русь открыла свои удивительные двери, для европейских исследователей – это насыщенные культурными традициями территории, это наличие девственных и живописных горных хребтов Карпат, с которых раскрывались виды неописуемой красоты*.(источник на украинском языке: www.uzhgorod.net.ua).

В восточную глубинку, созданную в послевоенном государстве потянулись не только служащие, военные и архитекторы, но и исследователи устройства быта, культуры, вероисповедания местного населения русинов*, которые в своем большинстве не умели ни читать, ни писать.

Среди этих исследователей были журналисты, писатели, и просто фотографы-любители, которые оставили нам невероятные письменные воспоминания, произведения, и объемные альбомы фотографий.

По истечении многих исторических событий прошлого века, только сейчас можем оценить положительное влияние тогдашней политики государства чехов и словаков на своих соседей, а в последствии граждан – славян, которые получили автономию, и впервые за тысячелетия получили возможность признания Русинского народа*.

Как результат, реализовали национальную самоидентификацию, и образовали свою автономную Карпатскую Русь*, с провозглашением независимости в Хусте.

Этой публикацией начинаю рассказы об исследователях Подкарпатской Руси, в частности фотографах, оставивших нам большое и не оценимое наследие, которое не перестает поражать даже через века!

И одним из таких людей является наш сегодняшний герой – Богумил Ваврушек.

Фото, Богумил Ваврушек в 1931 году (cs.wikipedia.org).Русинский Мир.

Bohumil Vavroušek (25.06.1875 – 06.10.1939) родился в чешском городке Славетин, учился в педагогическом институте, а затем работал учителем в разных сельских школах, позже – в Пражских Виноградах.

Уже в 1909 году отправился в путешествие на восток – в Галицию, и камера стала его верной помощницей. Однако, в его случае речь шла не о фиксации всего подряд из своих поездок, а о чётком документировании и фотофиксации русинских деревянных сооружений, особенно церквей, сельских зданий, кладбищ и часовен.

Фото, овца, скрещённая з серной, Грушево – Тячев, 1920-год. Русинский Мир.

Богумил с научной точностью и скрупулёзностью к деталям, вносил в созданный им каталог работы простых строителей и мастеров, чтобы зафиксировать их мастерство и художественные способности на века. Результатом документирования народной архитектуры Подкарпатской Руси* явились следующие публикации:

«Живописная Словакия: исторические и архитектурные памятники, образцы разнообразных костюмов, зданий, искусства и быта словацкого народа».

«Дедина» – 516 фотографий народных сооружений в Чехословацкой Республике.

«Церковь в селе и в городе» – 615 фотографий церковных зданий в Чехословацкой Республике.

 «Церковные достопримечательности в Подкарпатской Руси» в 1929 г.

Фото, книга «Церковні пам’ятки в Підкарпатській Русі» 1929 г. Русинский Мир.

Фото, жизнь на полонине. Русинский Мир.

Экспедиции в Подкарпатскую Русь манили многих исследователей, фотографов и даже романтиков, благодаря своей первозданной красоте. Ещё, рекламу этого забытого Богом региона придали популярные в Европе книги:

Роман Карела Чапека «Гордубал»,

Книга Ивана Ольбрахта «Николай Шугай – разбойник».

Что явилось мощным толчком для туризма в новый регион Чехословакии – Подкарпатскую Русь.

Фото, изготовление еврейских памятников, Подплеша -Тячев. Русинский Мир.

В ХХ веке наш край испытал целый ряд негативных политических потрясений. Сейчас мы с уверенностью заявляем; когда Подкарпатская Русь была частью Чехословацкой Республики, это было золотое время в истории Русинского народа*.

Но после Великой Отечественной войны, настали тяжёлые времена для нашего края.

В июне 1945 г., вся Подкарпатская Русь с почти миллионом жителей была насильственно присоединена к Советскому Союзу, и здесь воцарилось «коммунистическое средневековье», Закарпатская Украина*.

Именно в этот период нас стали называть Русины – украинцы*.

Фото,интерьер хаты, Загатье – Иршава. Русинский Мир.

В 2018 году, в Праге, прошла выставка «BOHUMIL VAVROUŠEK: PODKARPATSKÁ RUS», как напоминание о забытом фотографе Богумиле Ваврушеке и о потерянной стране Подкарпатской Руси*.

Продолжение следует……

Фото, сельскохозяйственный рынок г. Бычков – Тячев. Русинский Мир.

Фото, источник минеральной воды (кваса), Кобылецкая Поляна. Русинский Мир.

Фото, хлев, Ясиня. Русинский Мир.

Фото, свадебный танец чардаш, Великие Лучки. Русинский Мир.

Перевёл статью на русский язык: Михаил КуцинПравки отмечены. *

Вместе с вами, мы сделаем Русинский Мир лучше!

При копировании данного материала, либо использования в любом виде (печатном, аудио, видео) на своих ресурсах, просьба указывать источник https://rusinskiimir.ru/  и автора перевода Михаил Куцин, в иных случаях будем обращаться в соответствующие инстанции (админам соц.сетей, и Суд).

4 комментарии “Подкарпатская Русь, через призму чешских исследователей. Богумил Ваврушек. История русинов!

  1. Закарпатье очень красивое место. Природа, это вообще чудо! Леса, горы, реки – красота ! Отличное место отдыха в любое время года. Жду продолжение… очень интересно

  2. Закарпатье самый чудовый край де в нем хочется жить и жить но без нациков украинских
    Дякуваты Михайло И Куцин за його перевод

    1. Да, Михаил, вы молодец! Спасибо за ваш труд…поклон от всех русин…

Comments are closed.

Left Menu Icon