Русинский деятель Старик Поллок «на Украине уличные вывески с именами местных героев-русинов принудительно переименовывают в украинских националистов под видом десоветизации…»

Русинский деятель Старик Поллок «на Украине уличные вывески с именами местных героев-русинов принудительно переименовывают в украинских националистов под видом десоветизации…»

Это первая часть июльского частичного выпуска «Нового русинского десятилетия». Вы можете получить доступ ко второй части, нажав на эту ссылку: Цели нового русинского десятилетия.

Первое, что мы можем понять, это то, что условия, в которых мы находимся как в Европе, так и в Северной Америке, не являются полностью результатом естественных изменений, вызванных нашими собственными действиями. Если вы представитель диаспоры, причина, по которой вы, вероятно, не знаете, как говорить на русинском языке, и не знаете никого, кто знает, является результатом целенаправленной политики, направленной на то, чтобы сделать это так. Если вы вообще не знали, что вы русин, или считали себя словаком, поляком, украинцем, венгром или русским, то это опять же в том же домене. Процесс, в котором проявились эти реалии, произошел от чего-то, что называется русинским стиранием, и объяснение, почему это зависит от виновной стороны, участвующей в этом.

Стирание русинов, относящееся к процессу или тенденции, в результате которой русины представляются в ложном свете, делегитимизируются или присваиваются, было широко распространено в течение последних 155 лет. Чтобы понять, что именно это означает на практике, мы можем рассмотреть каждый из основных примеров этого до сегодняшнего дня. Хотя это может показаться утомительной экспедицией, знание всеобъемлющих событий необходимо, потому что простое наблюдение за тем, где мы сейчас находимся и как мы себя ведем, не дает объяснения, почему. Кроме того, отсутствие карты «почему» мешает человеку осознать положение, в котором он находится, и избежать его. Наши травмы как нации могут составить толстую книгу, но, учитывая краткость, этого краткого обзора будет достаточно.

Первоначальная форма стирания русинов имела место в период мадьяризации Австро-Венгрии между 1867 и 1918 годами, когда правительство в Будапеште пыталось ассимилировать свои меньшинства, чтобы они стали венграми. Это предательство положило конец почти тысячелетним справедливым отношениям между двумя группами. Некоторые наши исторические деятели вдруг стали венграми в учебниках истории, русинские фамилии людей изменились на венгерские, а принудительное преподавание венгерского языка как единственного языка обучения стало нормой.

В дискурсе элиты было принято говорить, что многие люди в деревнях желали этого, хотя это случалось редко. Наш пробудитель Александр Духнович (1803-1865) видел развитие этой проблемы еще раньше 1867 года и начал первое великое движение к русинской интеллектуальной автономии в 1840-х годах. Это положило бы начало тенденции избранных, которые сохранили бы нашу идентичность в худшие времена.

В этот период ассимиляции будет иметь место эмиграция за границу в Соединенные Штаты. Сначала это было связано с экономической выгодой, поскольку уезды, в которых проживали русины, были одними из самых бедных на всем субконтиненте. Если человек работал несколько лет, он мог вернуться домой и купить приличное поместье на свободные деньги. Через некоторое время многие остались из-за все более неудобной политической ситуации того времени. Неизвестно, сколько русинов было потеряно в результате этой политики, но как минимум десятки тысяч были ассимилированы.

Первая мировая война принесла бы внезапные изменения и выводы к прежним формам политического угнетения. Теперь, когда Австро-Венгрия должна была находиться в состоянии войны с Россией, русины и русины Галиции (которые в то время были частью Австро-Венгрии) рассматривались как потенциальные пятые колонны из-за их предполагаемой русофилии. Русофилия в данном контексте относится к особому набору представлений о идентичности потомков русов и их отношении к государствам, в которых они проживали.

В первоначальные времена Руси ее области были объединены в рыхлую конфедерацию. Только в процессе самостоятельного развития Московии в Восточной Руси и поглощения того, что было на западе, Польско-Литовским содружеством, начали происходить крупные политические разделения, такие как упомянутое ранее разделение на московское и русинское. Следовательно, идеал воссоединения всей Руси под одним царством был очень привлекательным для сегментов обоих народов, которые находились в осаде с угрозой ассимиляции.

Во время войны австрийское правительство проводило политику массовых репрессий и истребления своего русинского населения. Убийства активистов без суда и следствия были обычным явлением на Лемковине, и по распоряжению правительства был построен первый в Европе концлагерь, получивший название Талергоф. Именно здесь в ужасной нищете погибли тысячи лемко-русинов и галицийской интеллигенции. О страшных событиях в лагере сообщалось в таких новостных агентствах, как «Нью-Йорк Таймс», где жестокость всего этого демонстрировалась в виде свидетельских показаний. Без предупреждения человека могли связать и зарезать в казарме, а простой случайный толчок охраннику мог оказаться столь же смертельным. На бывшей территории построен аэропорт, а памятника жертвам лагеря нет. Австрия по сей день отказывается признать свои преступления. Представьте, если бы так целенаправленно забывались концлагеря нацистского режима?

В дополнение к этим действиям правительство Австрии начало процесс тотальной делегитимации по отношению к русинскому народу. Поскольку украинская идентичность считалась менее враждебной австрийскому правлению, она была передана лемко-русинам и русинам Галиции, хотя это была чуждая концепция из земель казаков. Нельзя было просто быть русином, так как это рассматривалось властями как подозрительное действие. Родные институты местных жителей были разгромлены, а подпертым украинофильским коллегам было позволено действовать свободно.

Этот раунд угнетения не положит нам конец, и русинский народ выйдет из войны потрепанным, но все еще живым без некоторых из своих величайших лидеров и интеллектуалов. 1918 год, ознаменовавший окончание войны, ознаменовался также первой настоящей попыткой русинского национального суверенитета. 5 декабря 1918 года группа из более чем 500 русинов из 130 деревень провозгласила Лемко-русинскую республику. Ее главой должен был стать Ярослав Качмарчик, лемк из города Бынчарова. Официальный представитель этой лемковской республики утверждал, что границы охватывают почти всю этнографическую Лемковину и некоторую территорию к западу от нее.

Это была благородная попытка, хоть и невероятно неорганизованная. Новое правительство будет страдать от неспособности сформировать сильную центральную власть. Известный отчет о ситуации был написан Симеоном Пыжом в его книге очерков «Краткая история Карпатской Руси». У каждой деревни в пределах ее границ будет собственный совет для принятия решений, что еще больше ослабит государство в целом. Люди не понимали и не пытались осознать реальность политических событий того времени. В конце концов, когда присоединение к Российскому государству стало невозможным, лемки попытались присоединиться к своим братьям и сестрам в Подкарпатской Руси.

Мы, народ русинов, компактно проживающий в южных частях галицких административных единиц Новы Тарг, Новы Сонч, Грибув, Горлице, Ясло, Кросно и Санок, не хотим быть включенными в состав Польского государства и желаем разделить судьбу наших братьев-русинов, [живущих] в уездах Спиш, Шариш и Земплин, как единой неделимой географической и этнографической единицы.

5 декабря 1918 г.

К сожалению, этот план так и не был реализован. Против этого объединения выступили тогдашний наместник Подкарпатской Руси Григорий Жаткович, американец-русин, а также государства Чехословакия и Польша. В конце концов, это был всего лишь несбыточный сон, который казался слишком хорошим, чтобы быть правдой. В конце концов, в 1920 году польские власти распустили Лемковскую республику и предали суду ее лидеров. Они были невероятно снисходительны по сравнению с украинцами в Восточной Галиции, и после того, как они пришли к выводу, что польское правительство в основном оставит лемков наедине со своими делами. Это было одно из многих различий, которые привели к значительным различиям во мнениях относительно характера польского государства между этими двумя группами до окончания Второй мировой войны.

Фото. Текст Экстремизм в Богемии, конгрессмен Медилл Маккормик Нью-Йорк Таймс, 1917 г. Русинский Мир.

Русины в Подкарпатской Руси переживали совершенно иной мир почти во всех отношениях. Как и лемки, большинство русинов сначала хотели присоединиться к России после окончания войны. Это также было невозможно для них с точки зрения логистики, поскольку Польша контролировала большие участки западной Украины и Белоруссии, известные как Кресы. Самая западная часть недавно бывшего СССР и восточная граница Подкарпатской Руси находились на расстоянии не менее 125 миль друг от друга. Хотя значительная часть политического класса русинов в то время призывала к какой-то независимости, правительство Вильсона в Америке говорило им, что единственным жизнеспособным вариантом было бы вхождение в состав Чехословакии.

В рамках этой сделки восточная часть Карпатской Руси (за исключением Пряшева) станет автономной. Как и во многих сделках между странами в этот период после войны, то, что было обещано, не было выполнено. Понятие русинской автономии было в лучшем случае поверхностной заметкой на бумаге и первым современным проявлением внутреннего подчинения для нашего народа. Чехи и словаки занимали кабинеты провинциального правительства, которое само по себе обладало такой малой властью по сравнению с тем, что ему было обещано. Восприятие русинской родины также было своего рода экзотической отсталостью, лишенной цивилизации по сравнению с остальной частью страны.

Правительство Чехословакии было столь же некомпетентным, сколь и контролирующим. Гражданская война в Российской империи привела к тому, что многие бывшие украинские военные и интеллигенция поселились в Подкарпатской Руси с целью украинизации. Чехословацкое правительство оставило это укореняться, но мало что сделало, чтобы остановить это. Эти украинские националисты начнут промывать мозги коренным русинам различными экономическими и культурными способами. Идеалы Духновича и русинского языка были преуменьшены до уровня тонкого русинского стирания, поскольку они были категорически против новой волны теории об украинскости Карпатской Руси. Хуже всего будет переворот 1938 года, в результате которого будет свергнуто законное правительство Подкарпатской Руси.

То, что будет известно как проект Карпато-Украина, создаст предпосылки для худшей эпохи в истории русинов. Украинские националисты из Галиции сформировали пехотную армию, известную как Карпатская Сечь, которая должна была пересечь Карпаты и атаковать чехословацкие войска, когда само чехословацкое государство рухнуло, в конечном итоге захватив их и провозгласив так называемое Карпато-Украинское государство. Им помогала небольшая горстка уроженцев-русинов, таких как Августин Волошин, которых теперь назвали бы политическими оппортунистами, в то время как остальная часть населения почти не участвовала в правительстве или армии.

Карпатская Сечь идеологически была тесно связана с другими ультранационалистическими группами в Западной Украине, такими как ОУН (Организация украинских националистов), которая была ответственна за резню поляков на Волыни и помогала нацистам в массовых убийствах евреев на Украине. Эти регионы были местом регулярных еврейских погромов на протяжении предыдущего столетия, тогда как в Подкарпатской Руси не было ни одного за всю ее историю. Независимо от этого, венгерская армия в конечном итоге уничтожит небольшую армию и официально аннексирует территорию, что станет изменением настроения по сравнению с предыдущим опытом под их правлением. Фактически на этот раз правительство Венгрии фактически поддержало русинификацию Подкарпатья и делало это почти пять лет. Он будет владеть частями Карпатской Руси до 1945 года, когда он будет присоединен к Советской Украине под предлогом того, что это территория с преимущественно украинским населением, и будет переименован в Закарпатскую область. Так начнутся Десятилетия Молчания.

Десятилетия молчания были периодом между 1945 и 1991 годами, когда все страны, в которых проживали русины, кроме Югославии, объявили русинскую идентичность и язык вне закона. Объявив себя русином, вы рискуете попасть в тюрьму или, что еще хуже, быть убитым без разбора. Связь между русинами и их наследием была разорвана без оглядки на последствия. Любая связь между родиной и диаспорой была прервана, и то же самое было даже между русинскими областями.

Жесткие границы между СССР и различными государствами-сателлитами СССР означали полное прекращение любого диалога. Греко-католическая церковь также подверглась судебному преследованию, многие из наших религиозных лидеров были казнены советскими властями, а остальным пришлось работать в подполье, если они хотели выжить.

Наши люди были вынуждены принять новую этническую идентичность и пойти в специальные школы для них, которые были созданы для их искусственного обращения. Например, пряшивским русинам нередко приходилось выбирать, идентифицируют ли они себя как словаки или украинцы, причем большинство из них выбирало первый вариант. В Подкарпатской Руси украинизация была вопросом государственной политики с момента присоединения Подкарпатской Руси в 1945 году. Русинский язык стал закарпатским диалектом, а русинская культура – закарпатской культурой. В Румынии, где существует небольшая часть гуцулов, эти люди также по умолчанию считались украинцами. Любой, кто выступал против этих условий или говорил правду о ситуации, был быстро заключен в тюрьму или оштрафован. Только после падения «железного занавеса» в 1989 г. и распада СССР в 1991 г. ситуация начала меняться к лучшему.

За это время весь район Лемковина был разрушен в 1947 году польскими властями, полагая, что русины были украинцами, и для остановки Украинской повстанческой армии требовалось полное удаление всех украинцев, которые все еще проживали в Польше. Он называется лемковским этноцидом и стал кульминацией политики, которая началась с австрийцев и украинских националистов и существует до сих пор в современной Украине. Почти все лемко-русинские деревни были сожжены дотла или переселены поляками после изгнания лемков. В этом замешано правительство Чехословакии, которое закрыло границу с Пряшевской Русью, не дав туда бежать лемков. Всех, кто не был убит, окружили и отправили в Западную Польшу, где многие проживают сегодня, за исключением 10 000 человек, которым разрешили в конце 1950-х годов.

Когда мы вступаем в наши дни, последствия этих событий все еще ощущаются во всех русинских регионах. Тридцать лет мира и признания в большинстве стран до сих пор не избавили от шрамов прошлого, потому что реальность такова, что многие из нас до сих пор живут в нем. Государственная политика в Украине заключается в том, чтобы объявить русинов украинцами, и по мере того, как правительство становится более националистичным, их попытки стереть русин с лица земли становятся все более явными. Сейчас в Подкарпатье снова арестовывают людей за выступления против действий государства и идет сплошное нападение на русинскую культуру. Даже американцы-русины, такие как Энди Уорхол, интерпритируются как украинцы с помощью пропагандистских исследований и Министерства иностранных дел. Уличные вывески с именами местных героев-русинов принудительно переименовывают в украинских националистов под видом десоветизации.

На заднем плане у нас также есть наши культурные учреждения, почти полностью финансируемые и контролируемые государственными правительствами Словакии, Румынии и Польши, которые запрещают любые шаги, выходящие за рамки заранее определенного курса действий. Не может быть никаких призывов к автономии или извинений за действия прошлого. Эти же правительства ничего не сделали для защиты прав русинов в Украине и на каждом шагу неизменно поддерживали более важные интересы западного союза.

Путем великой борьбы мы все же одержали победу и находимся на самом высоком уровне русинского сознания со времен Второй мировой войны. Новые проекты появляются по всему миру, как никогда раньше, и десятки людей каждый день узнают о своей родословной в Европе и за границей, и большая часть из них хочет помочь положить конец нашему стиранию. Тем не менее, угроза уничтожения русинов не уменьшилась, потому что мы не знаем об их истории и масштабах. Почти каждое взаимодействие, которое мы имеем с теми, кто контролирует страны, в которых мы живем, руководствуется динамикой порабощающего и порабощенного.

Автор: Старик Поллок 16 июля 2023 год

Вместе с вами мы сделаем Русинский Мир лучше!

При копировании данного материала, либо использования в любом виде (печатном, аудио, видео) на своих ресурсах, просьба указывать гиперссылку на источник https://rusinskiimir.ru/, Старик Поллок, в иных случаях будем обращаться в соответствующие инстанции (админам соц.сетей, и Суд).

Добавить комментарий

Left Menu Icon