Валерий Разгулов. Карпаторуссинская православная Цивилизация – ХХІV «Андрей (Бачинский) – 1732 – 1809 Мукачевский греко – католический епископ – 1772 – 1809

Валерий Разгулов. Карпаторуссинская православная Цивилизация – ХХІV «Андрей (Бачинский) – 1732 – 1809 Мукачевский греко – католический епископ – 1772 – 1809

КАРПАТОРУССИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ – ХХІV

 Андрей (Бачинский) – 1732 – 1809
 Мукачевский греко – католический епископ – 1772 – 1809

 Валерий Разгулов, историк-архивист-краевед

 Светлой памяти соавтора архимандрита Владимира (Попадинца), посвящаю

 Предисловие

 Иеромонах Софроний (Сатабант), о нем речь шла в предыдущей главе, в 60-х годах XVIII века, возглавил православное движение на территории нашего края, направленное на восстановление и возвращение клира и верующих в лоно прародительской веры.  Такая борьба имела неплохую подоплеку, в первую очередь из-за недовольства подкарпатских русинов политикой Венгрии относительно их насильственной мадяризации.  Красноречиво это повел Михаил Лучкай, писавший в четвертом томе своего известного труда: «С 1747 года, они (егерские епископы – автор) неосторожно решались не только требовать подчинения тех же мукачевских епископов, но и обнародовать само требование среди духовенства обоих обрядов и народ  тогда немедленно как среди русского и грецкого духовенства, так и среди народа после восстановленного в частности 1712 очень желаемого мира, всевозможные беспорядки в разных комитатах возникали потому, что русский и грецкий народы в этих частях верхней Венгрии в православной вере и католической унии были тверды.  скалу, узнав о зависимости мукачевского епископа от егерского, тем самым считали, что без всякого сомнения можно потерять также и греческий обряд…» (М. Лучкай /Указанный труд Т. IV стр. 98).

 В таких условиях на Мукачевскую кафедру нужен был харизматичный, признанный, преданный Риму и Вене каноник.  И он нашелся.  Позже этот исторический период назовут "золотой век" епископа Андрея (Бачинского).
 ***
 Как уже было отмечено, 5 августа 1772 Мария Терезия согласно «iuris patronatus» королевы Венгрии назначила капитулярного викария Андрея Бачинского мукачевским епископом.  В этом статусе впервые появился на заседании Синода католических епископов восточного обряда Венгрии, который проходил с 17 февраля по 24 апреля 1773 года в Вене.  Там же, 8 марта, папа Климент XIV рукоположил его на мукачевского епископа.  А в конце мая того же года в знак королевской милости в императорской часовне в Вене состоялась хиротония владыки Андрея.  (Виктор Кичера, Владимир Фенич, Диана Штерр «Габсбургская церковь: Мукачевская греко-католическая епархия в австрийские времена (1771-1918)». Ужгород. Издательство В. Падяка. 2018. с. 12).

 Еще при жизни своей покровительницы Марии Терезии – епископ Андрей
 Бачинский став ее советником.  Как императрица, так императорский двор обращались к нему за разными советами по внутренней политике Венгерского королевства.  Следовательно, в 1789 году его приглашают в Высшую палату магнатов.  По словам его биографа Диниила Бендаса: «Уважение императорского двора к руководству греко-католического духовенства давало возможность отстаивать интересы епархии на государственном уровне в верхней палате Сейма, куда владыка Андрей Бачинский избирался в 1790-1791, 1792 и 1791 гг.  (Даниил Бендас «Епископ Андрей Бачинский». «Благовестник». № 8. 2010 г. с. 23).

Непревзойденная фигура, яркая деятельность на богословской ниве, – его заслуги были признаны еще при жизни.  Протоиерей верховинского церковного округа Михаил Григаши (1758-1823) в циркуляре до смерти Бачинского так характеризовал личность покойного: «Дня 7 падолиста 1809 года почил вечным сном светоч нашей восточной церкви, надежда русинов, гордость мукачевской епархий  ».

 Родился владыка 14 ноября 1732 года в селе Бенятино (Словакия), расположенном в комитате Унг, в семье священника.  Окончив ужгородскую гимназию, продолжает теологические студии в Транаве.  После получения образования попадает в Гайдудорог, где служит приходским священником в течение 12 лет.  

Следовательно, стремительная ступенька к епископскому сану.  Именно его заслуга, с целью повышения образования и культуры родного народа, перенос своей резиденции в 1780 году из Мукачево в Ужгород.  Здесь он учреждает богословскую семинарию, начинаю строить кафедральный храм и резиденцию.  Последняя нужна ему для хранения большой личной библиотеки, которая при его жизни насчитывала более 9 тысяч книг, среди которых были уникальные (редкие) фолианты, рукописи, первопечатные издания и уникальный архив.  

Управляя в течение 36 лет Мукачевской епархией, исследователи считают его самым успешным владыкой всех времен.  И это вполне справедливо, ведь он вошел в историю нашего края, как непревзойденный публицист и исследователь прошлого.  Кроме того, развивал и поддерживал развитие самобытной культуры родного русинского народа, заботился о его образовании.  Один из первых обратил на это внимание и впоследствии заметил в своем труде известный закарпатский ученый-археолог, краевед и писатель Федор Потушняк.  

Ему удалось отыскать и исследовать рукопись-послание Андрея Бачинского.  Исследователь писал: «Послание является выдающимся литературным произведением 18 века в Закарпатье.  Это обращение к тогдашней интеллигенции, тема – культурная работа среди трудящихся Закарпатья… Найденный литературный памятник имеет огромное культурно-историческое значение.  Его автор глубоко образован человек своего времени, литератор и великий патриот».  (Содержание посланий свидетельствует о том, что автор добросовестно и без устали заботился о своей пастве. В епископской канцелярии писались эти пастырские послания, которые в первую очередь исполняли роль циркулярных писем. В разных местах епархии их переписывали и отсылали в адрес священников. 

Ученый-историк Дмитрий  Данилюк в своем труде «История Закарпатья в биографиях и портретах», отмечал: «На содержание в своем составе какого-либо рода и народа не есть большего и более крепкого союза, чем содержание природного, отеческого и матерского своего языка, письма и на.  стр. 57).
 По словам известного венгерского исследователя, д-ра Иштвана Удвари, которой в совершенстве изучил эту тему, в том числе с лингвистической стороны, послания были направлены на пробуждение национального сознания и отмечали необходимость введения образования на родном языке.  

Поднятие общекультурного уровня и подчеркивал: «Их целью было также противиться представлению о меньшей стоимости родоязычной культуры перед распространенной латинской образованностью.  Следует, однако, подчеркнуть, что с циркулярами подобного толка и содержания епископ впервые обратился к своей пастве только в 1795 году».  (Иштван Удвари «Народ – это язык и вера». 

«Карпатская панорама». 27 марта 1996 года).  Именно на этот период приходится пик его активных действий на просветительском, благодатном поприще.  Ему принадлежит идея, а следовательно, воплощение в жизнь, создание епархиального школы.  При поддержке тогдашней власти издал распоряжение: основывая русинские церковные, создавать начальные школы при каждом приходе.  

Разработал специальную программу и открыл специальные курсы для полуцелителей, которым всяко помогал материально.  (Иреней Кондратович "История Подкарпатской Руси для народа").  Он обязывал священников своей епархии: «Как же в порохии, так и в филиалах своих все дети, ребята и девушки от шести до четырнадцати лет на науку христианскую способных, имена и привычки да испишет и по селу каждой недели в церкви… через зиму  же в доме… любовно и со всякой скромностью дети обучить… которых родителей чада к науке оплошать будут, таковых обжаловать потребность будет».  (Дмитрий Данилюк. Указан труд с. 58).

Владыка Андрей считал этого мало, и в 1791 году обратился к императору Леопольду ІІ с просьбой открыть в Ужгороде учительскую семинарию.  Официально она была открыта в 1793 году и была размещена в Ужгородском замке.  Но только в 1832 году учительская семинария стала епархиальной.  (Даниил Бендас «Епископ Андрей Бачинский». «Благовестник» № 7. 2010 г. с. 23).
 В пастырских письмах, начиная с 1795 года, прослеживается отголоски национального сознания, принципа народности, мысли о необходимости единства интеллигенции и простых, бедных карпатских русинов.  

В циркулярных письмах владыки Андрея находим немало данных, касающихся народных школ, мнений национального и практического направления в образовательной работе, а также и об обучении служителей культа.  Именно главную помощь в осуществлении своей направленной против вырождения и языковой ассимиляции национально-будильской программы Бачинский усматривает в духовенстве своей епархии.  И это не случайно, ведь духовенство было единственной потенциальной политической силой русинского общества.  

В своих циркулярах он постоянно подчеркивал: "не народ существует для духовенства, а наоборот - духовенство для народа".  Позже это выльется в самобытное будительское движение во главе с Александром Духновичем, плеядой самобытных, образованных, патриотически настроенных простых приходских священников, добросовестно заботящихся о своей пастве.  Ярким примером здесь может служить отец Иоанн Раковский (1815-1885), о нем отдельная глава.

 Владыка считал, что заложение основ христианской морали возможно только в детстве: воспитанные на этих началах дети смогут передать их и своим потомкам.  А еще предостерегал, что не только не будет допускать молодых людей, не имеющих необходимых знаний родного языка и религиозных догматов, к обучению для духовного сана, но и их родителей будет привлекать к ответственности.  

Кроме того, епископ Андрей Бачинский, обратите внимание, уважаемый читатель, - призвал своих современников, - не проводит разницы между церковным литургическим и разговорным народным русинским языком;  в лучшем случае, он считает их двумя вариантами одного и того же языка.(Иштван Удвари Указанный труд).  

А еще проявляет большую заботу о сохранении родного языка, с болью отмечая: «русские отроки они читать, они писать не знают матерным своим языком русским», защищая «рущизни» - родного материнского языка, потому что был убежден, что без «отеческие природные русские…  невозможно есть в священстве народу своему служить»».  (Дмитрий Данилюк Указан труд с. 59).

 Вершиной его земной жизни стала печать в 1804 году пятитомной Библии на церковнославянском языке.  В своем циркуляре от 1 января 1806 года сообщал: «Возлюбленные сыновья Парохи!  Для сохранения единства любого народа нет большего и крепкого союза, чем сохраненный естественный родительский-материнский язык, письмо и религия.  Известно из опыта, когда какой-нибудь народ откажется от своего родного языка, от письма и религии, или начнет его стесняться, - погибнет.  

Видим такое у некоторых народов, поэтому считай и будь на страже, угро-русская епархия Мукачевская, чтобы и с тобой не произошло, чтобы не осталась без родительского и материнского языка и письма… Изданную Библию (на русском языке) охотно и часто читайте народу, призывайте  верных к чтению и слушанию, потому что тем не только приведете народ к познанию правды и утвердите его в высокой морали, но и наш материнский язык, письмо, народность и религию сможете распространить и укрепить.  

Поэтому постановляю и строго предписываю, чтобы каждая приходская церковь закупила один экземпляр Библии…».  (Даниил Бендас Указан труд «Благовестник» № 8. 2010 г. с.22-23).  Это был, почти – завещание!

 Умер епископ Андрей Бачинский 7 ноября 1809 г. и похоронен в крипте Крестовоздвиженского кафедрального храма в Ужгороде.  По оценке М. Лучкая, «Андрей Бачинский был настолько образованным и таким знатоком, такой нравственной добродетели и таким активным, что смог преодолеть и самые трудные дела, обрел для себя такую ​​великую любовь не только в епархии, но и за ее пределами, как перед всей  общиной, так и перед королевскими величествами».

 Продолжение следует

Автор: Валерий Разгулов

Вместе с вами мы сделаем Русинский Мир лучше!

При копировании данного материала, либо использования в любом виде (печатном, аудио, видео) на своих ресурсах, просьба указывать источник https://rusinskiimir.ru/  и автора Валерий Михайловича Разгулова, в иных случаях будем обращаться в соответствующие инстанции (админам соц.сетей, и Суд). Фото использованы из открытых источников интернет пространства.

Left Menu Icon