Американский Русин Ян Виростко «Отсутствие русинства в сознании нашей диаспоры в Америке»

Американский Русин Ян Виростко «Отсутствие русинства в сознании нашей диаспоры в Америке»

По разным оценкам, в настоящее время во всем мире может проживать до 1,6 миллиона русинов. Однако, по официальным данным переписи населения, только около 100 000 человек во всем мире официально идентифицируют себя как русины. Хотя это и важно, статистически цифры при изучении статуса американцев-русинов еще более ошеломляют. По данным переписи 2020 года, только около 8000 человек в Америке идентифицируют себя как русины. Однако, по словам Пола Магоччи, сегодня, вероятно, проживает до 620 000 американцев русинского происхождения. То есть лишь 1,29% русинов-американцев осознают свое происхождение. Это показывает, что в нашем сообществе ощущается нехватка прочной этнической идентичности, особенно в американской диаспоре. Причины этого, я полагаю, гораздо сложнее, чем можно было бы ожидать.

Историческое подавление русизма и русинской идентичности — лишь скромная часть объяснения. Существуют различные теории этого явления, и одно из важных объяснений заключается в том, что мы — нация без государства, как и курды. Однако трудно сравнивать нашу ситуацию с курдами, поскольку в настоящее время во всем мире проживает около 50 миллионов курдов, в основном сосредоточенных в Ираке, Сирии и Турции. Действительно, курды имеют большее влияние в мире из-за своей численности. Поскольку во всем мире насчитывается всего 100 000 человек, которые признают себя русинами, возможность оказывать какое-либо значимое влияние, будь то культурное или политическое, становится трудной задачей, даже в странах Карпат, которые мы называем родиной. Даже если у курдов нет национального государства, которое они могли бы назвать своим домом, они по-прежнему имеют прочную основу этнического самосознания и создали сепаратистские движения за суверенитет, помимо своей большой численности по всему миру и на своей родине.

Я бы сказал, что ситуация с русинской общиной и большей диаспорой сложнее, чем с курдами. Русинская идентичность не была по-настоящему высечена в камне до конца 19 – начала 20 веков. В предшествующие столетия термин «русин» или «русин» использовался для описания всех восточнославянских жителей Польши, Литвы и Австро-Венгрии. Со временем национальные движения внутри украинских и белорусских, а в конечном итоге и карпато-русинских общин позволили этим группам сформировать прочную идентичность, так что к началу 20-го века белорусы и украинцы начали не называть себя « Русины» или «русины». Единственной группой, сохранившей этноним «русины», были славяне, проживающие в Карпатах. Это было достигнуто в результате жесткой украинофилии, которая продолжала стремиться к поглощению карпатских русинов в большую украинскую этносферу. К середине 20-го века советское правительство стремилось ликвидировать «русинность», включив всех карпатских русинов в большую украинскую этносферу. Во многом именно усилиями американской диаспоры удалось сохранить свою уникальную русинственность, как и немалое количество внутри родины. В конечном счете, крах коммунизма и железная хватка Советской империи привели к пробуждению и возрождению русинской осведомленности и культурного богатства.

Хотя в 1990-е годы было немало несомненных побед, было и немало неудач в политическом смысле. Явное отсутствие политических действий со стороны русинской общины привело к значительному застою русинов в течение последнего десятилетия или около того. Это может быть спорным подходом, поскольку ясно, что русинские народные фестивали живы и здоровы на родине. Однако этот застой очевиден в сфере политики. Русинских политических партий на родине не существует. Интересно, что это происходит даже тогда, когда большинство других меньшинств в европейских странах обычно имеют свои собственные партии для представительских целей. Нет и коллективного политического движения ни в одном из народов родины. Этот великий застой также способствовал современному отсутствию этнического самосознания среди русинов во всем мире. Что касается стагнации, особенно в диаспоре Соединенных Штатов, то здесь произошли аналогичные, но еще более пугающие последствия.

Хотя диаспора на протяжении последних 100 лет добилась успеха во многих отношениях в сохранении русинственности и русинской идентичности, самой большой неудачей была то, что русины не смогли полностью передать свою русинственность из поколения в поколение. Если сравнивать ситуацию с диаспорой и родиной, то даже после культурной ассимиляции в ХХ веке русинство все еще могло преобладать среди поколений в Восточной Европе. Мои бабушка и дедушка — хороший тому пример. Выросшие в деревне Пряшевского района в 1950-х годах, их с раннего возраста отправляли в школы с украинским языком обучения. Но их родители не поддержали это и не позволили им говорить в доме по-украински; они поняли, что украинский язык не является их родным языком. Для многих это было обычным делом, поэтому по совпадению русинство удалось сохранить благодаря родителям, бабушкам и дедушкам этого поколения, которые понимали, что правительство пытается украинизировать их и их детей.

Проблемы, с которыми столкнулась диаспора, немного отличались от опыта тех, кто все еще находился на родине.

Самая большая волна русинской эмиграции в Новый Свет произошла примерно между 1880 и 1914 годами. Поколение, которое бежало и воспитывало своих детей в Америке, по большей части передалось к 1960-м и 1970-м годам. Но в то же время, будучи трудолюбивыми людьми, многие из них смогли вырастить детей, а затем и внуков, которых сегодня в хронологическом порядке мы бы назвали поколениями молчаливого бума и поколения бэби-бумеров. И эти бэби-бумеры выросли, наслаждаясь добычей Американской империи, и, вероятно, сегодня все еще помнят Бабу и Дидо, которые дома говорили по-русински или «по нашему» и готовили им Пирохи и Халуски в детстве. Однако со временем многие из этих бэби-бумеров не идентифицировали себя и не идентифицировали себя как русины. Чтобы внести ясность: я не виню в этом какое-то одно поколение. В конечном счете, истоки этих неудач лежат в первых волнах иммигрантов, но даже тогда этих людей нельзя винить, вина лежит на неудачной ситуации, в которой русинство оказалось на рубеже 20-го века.

По мере того как украинская и белорусская идентичность укреплялась, русинская идентичность все еще не была полностью понята даже на рубеже веков на родине. Пока оно развивалось, оно было далеко не таким успешным, как развитие украинской идентичности. Известно, что многие русины не всегда называли себя русинами. Руснаки, русины, русские, карпатские русские, славяне, славяне, украинцы, словаки, поляки и т. д. Для многих из них не имело особого значения, как они себя называют. Приличное количество людей, которые в конечном итоге навсегда обосновались в Америке, не оглядывались назад и не заботились о прежней идентичности, так что их дети и внуки, к сожалению, не сохранили «культуру без имени». Единственное исключение, которое я заметил, – это лемки, которые часто передавали лемковский этнический термин своим потомкам чаще, чем другие предки русинов. Но, учитывая эти условия, становится очевидным, почему сегодня существует такое неравенство в национальной переписи населения. У кого-то может сложиться мнение, что если «Баба и Дидо» не называли себя русинами, то и мы не должны быть русинами. Утрата поколенческих знаний от первого поколения, пришедшего сюда, стала очевидной. Ассимиляция в американскую психику стала для многих важной для того, чтобы их дети и внуки прожили «успешную» жизнь в новом мире. К сожалению, это означало значительную утрату культурной самобытности по мере продолжения поколений. Честно говоря, это обычное дело для большинства типов иммигрантов, тогда как к третьему и четвёртому поколениям то, что остаётся от первоначальной культурной идентичности, часто становится тусклым и почти не существует. По мере того, как глобальное русинское движение ослабевало после Второй мировой войны, русинская идентичность сама по себе ослаблялась для потомков многих иммигрантов, которые в конечном итоге приняли украинскую или словацкую идентичность в качестве своей идентичности ради удобства и, возможно, даже незаинтересованность в истине.

В результате, безусловно, есть много бэби-бумеров, которые не выросли, понимая, что они, возможно, действительно русины. Так что теперь их внуки – поколение Z и миллениалы, скорее всего, не осознают своей русинственности. Я приведу пример.

Когда я был подростком, у меня была девушка, мать которой всегда настаивала на том, что в семье украинские корни. Однако в разговоре с ее отцом он упомянул лишь существующие в семье польские и словацкие корни, а не украинские. В то время я особо об этом не думал. Возможно, они просто не были уверены в личности и не хотели проводить исследования. Но чем больше я исследовал это, тем больше выяснилось, что ее мать провела довольно обширное исследование. По сути, я просто признал, что моя бывшая девушка, скорее всего, представляла собой смесь культур. Ситуация начала меняться, когда в прошлом году я начал осознавать свою русинственность; Я вспомнил свое общение с семьей моей бывшей девушки и сделал важное осознание. Вполне вероятно, что когда мать занималась исследованием происхождения семьи, «русин» мог появиться в иммиграционных записях. И, проведя элементарную комплексную проверку и посмотрев в Интернете, что такое «русинский», я предполагаю, что украинский язык был бы первым, что всплыло. Что интересно, отец имел славянское происхождение, а мать — нет, но именно она проводила исследования от имени семьи. Но в разговорах с отцом и собственной матерью они всегда настаивали на словацких и польских корнях, не упоминая ни украинских, ни даже русинских корней. Недавно я пришел к выводу, что среди заявленной словацкой и польской родословной вполне вероятно, что там наверняка была русинская или, может быть, лемковская родословная, и, вероятно, именно там Мать нашла «русинское» происхождение в генеалогических записях. Зная город, в котором вырос отец (очень словацкий и польский угледобывающий город), предки русинов, вероятно, ассимилировались с большей словацкой и польской культурной сферой города и, вероятно, никогда не называли себя русинами, не говоря уже о русинах. Далее я также понял, что ее фамилия очень распространена в Пряшевском районе Словакии, в русинонаселенных селах, что на 100% подтвердило мои подозрения, что она, скорее всего, сама была русинкой.

Чем больше я размышлял об этом, тем больше понимал, что подобные истории должны быть обычным явлением для многих в диаспоре. Маловероятно, что многие русины через несколько поколений идентифицировали себя со словаками, украинцами и поляками. Более того, это еще больше объясняет разницу в переписи населения.

Это создает сложную ситуацию. Невозможно подойти к каждому, кто идентифицирует себя как поляк, словак или украинец в Америке, и начать настаивать, что они, скорее всего, тоже русины. Помимо того, что это просто физически нежизнеспособно, это также может показаться грубым. Но поскольку существует так много людей, которые, вероятно, являются русинами, но не идентифицируют себя таковыми исключительно из-за невежества и неосведомленности, как русинское сообщество пытается тактично просвещать людей по этим вопросам?

Я думаю, что за последние несколько десятилетий действительно появилось большое количество людей, которые осознали свое русинское наследие естественным путем, путем самоисследования. Ситуация, безусловно, усугубляется недавними тенденциями, когда многие американцы пытаются выяснить свое этническое происхождение с помощью AncestryDNA и 23andme. Но эти ДНК-цитаты отражают лишь небольшую картину – они даже не включают в себя русинов как этническую группу. Но, по моему опыту, сайты действительно показывают скопления вокруг Карпатских гор, и после небольшого исследования некоторые люди смогут это выяснить. Чтобы быть точным, от человека, изучающего свою генеалогию, требуется хороший уровень исследований. «Русин» в исторических иммиграционных документах может означать украинца или русина в современном смысле, поэтому на этом этапе человеку необходимо будет выяснить местонахождение и конкретное деревенское происхождение своих предков, чтобы точно определить, являются ли они русинами.

Недавно Майкл Берри, известный американский инвестор и бывший менеджер хедж-фонда, написал в Твиттере следующее:

Карпатские горы. Дом для моих предков
тысячи лет. Побеждены и завоеваны снова, я не знаю, сколько раз, пока они, наконец,
сбежал в США в 1906 году. Родственники из всех стран.
на этой карте.

На мой взгляд, он здесь косвенно выкрикивает свое русинское наследие, не используя термин «русин». Вероятно, он попадает в категорию людей, имеющих русинское происхождение, но по незнанию идентифицирующих себя с представителями других национальностей. Я готов поспорить, что значительная часть его предков — русины. Но это прекрасно иллюстрирует данное явление и отсутствие прочного этнического сознания. Если бы он знал, кто такие русины, он, вероятно, использовал бы этот термин для описания своих предков.

Здесь нет ни одного поколения, которое могло бы возложить вину, ни какого-либо отдельного человека. Не наша вина, что наша численность вообще на протяжении всей истории была невелика, даже на родине. Не наша вина, что наша интеллигенция была практически уничтожена австрийцами в концентрационном лагере Талергоф, что привело к застою русинства и интеллектуального суверенитета русинов. Мы не виноваты в том, что наши предки, которые по большей части были нищими фермерами и пастухами, жившими в бедном регионе Европы, не имели времени сидеть и размышлять о своей этнической идентичности. Мы не виноваты в том, что во времена советской власти правительство пыталось практически стереть нашу уникальную идентичность. Это проблемы, с которыми мы сталкивались на протяжении всей истории, и в конечном итоге они привели к современному неравенству, когда лишь небольшая часть предполагаемых русинов во всем мире идентифицирует себя как таковые, особенно в американской диаспоре. Однако теперь, в 2022 году, это бремя лежит на наших плечах. Мы должны действовать сейчас, пока не стало слишком поздно, и прежде чем русинская идентичность станет плодом истории. Наша идентичность находится под угрозой, и если сегодняшнее русинское движение не предпримет действий, которых не предприняли наши предки, через поколение или два, то, что мы имели на протяжении тысячелетия, может быть навсегда потеряно в пустоте воспоминаний и учебников истории.

Автор: ЯН ВИРОСТКО

 Ян — словак/русинский американец в первом поколении.  Его основные интересы включают историю русинов, этногенез русинов и европейскую геополитику.

Вместе с вами, мы сделаем Русинский Мир лучше!

При копировании данного материала, либо использования в любом виде (печатном, аудио, видео) на своих ресурсах, просьба указывать гиперссылку на источник https://rusinskiimir.ru/  и автора Ян Виростко в иных случаях будем обращаться в соответствующие инстанции (админам соц.сетей, и Суд). Фото использованы из открытых источников интернет пространства.

Left Menu Icon