Икона Богородицы «Благовещение» Московская Был Грозен Иоанн Четвертый Царь, Правителей найдешь суровей мало встарь. Суровы, смутны были времена, С врагами, как всегда, сражалась Русская Земля. Ей Богородица покров всегда давала, Несправедливость Богородица не покрывала. В темницу воевода по навету заключен, Молил о справедливом приговоре Ее он. И Богородица пришла. «Проси о милости царя». Смутился воевода, гнева царского боялся, Как Богородица велела сделать- испугался, И вновь к нему Она пришла. «Проси о милости царя». Явилась на стене темницы побеленной Икона Благовещения Ее – не рукотворна. Царь чуду этому в почтении был, Гнев свой смирил и воеводу отпустил. У люда русского почтенье к ней особое- Иконе Благовещение Московское. Храм выстроен. К иконе люд идет, Молитвы славы Богородице поет. Икона с Русью долго прожила, Не раз еще- и беды, и война. Немало вместе с ней пережила Москва, Немало горя и побед познала Русская Земля. Но вновь пришли на Русь лихие времена, К войне и смуте богоборцами приведена. Перед Богом и людьми свершили преступление- Икона с храмом вместе снесена. Но не забыта православными она. Как русский люд в блуд сатанинский не ввергали, Покрова Богородицы с России не сорвали, И Божьего внимания у России не отняли. Поныне слышит Богородица молитвы, Растащена вновь лиходеями Руси земля, Вновь с нечистью сражается Россия, Как прежде с Богом вместе, не одна. Автор: Э. Артюхов Москва 2022 год
Что мы видим на иконе Благовещения Пресвятой Богородицы?
Праздник Благовещения –
один из самых любимых на христианской Руси
, а икона, представляющая это событие – отражение тысячелетнего опыта осмысления Церковью одного из великих христианских праздников и одновременно – одного из величайших событий в истории человечества, Воплощения Христова.
Благая весть Пресвятой Богородицы
О Благовещении Евангелие говорит немного, а подробно рассказывает о нем только ап. Лука:
«… Послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: «не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца». Мария же сказала Ангелу: «как будет это, когда Я мужа не знаю?» Ангел сказал Ей в ответ: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим…» Тогда Мария сказала: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:26-38).
Иконография
Первые изображения Благовещения находятся уже в римских катакомбах II-IV вв.
Полезные материалы
Однако, как считает Н.В.Покровский, тема Благовещения, как и вообще почитания Богородицы, тогда имела для верующих меньшее значение, чем Сам Христос, Его учение, так что событие Благовещения появляется нечасто.
Распространенным сюжет становится с IV века, когда, с распространением ересей, начинаются также споры о почитании Богородицы (например, еретик Несторий, считавший Христа простым человеком, восставал против наименования «Богородица»).
Видимо, споры вокруг несторианства способствовали усилению почитания Божией Матери. Очевидно, именно в IV в. появляется и общецерковный праздник Благовещения, «спасения нашего главизны».
Иконография Благовещения не всегда соответствует каноническому рассказу апостола Луки.
Тогда среди христиан, наряду с Евангелиями, которые позже (не ранее конца IV в.) были признаны Церковью как канонические (это ныне известные четыре Евангелия),
имели хождение и другие тексты
, повествующие о тех же Евангельских событиях, многие из которых позже
не вошли в канон
.
Однако, сюжеты этих апокрифов остались в древней иконографии. Таковы «Протоевангелие Иакова», «Книга о рождестве Блаженнейшей Марии и детстве Спасителя» и другие.
Согласно этим преданиям, первая встреча Марии и Архангела Гавриила произошла у источника или колодца. Поэтому на многих древних иконах событие изображается именно так.
Другие апокрифы повествуют, что явление Гавриила Марии было дважды – на источнике, где она услышала голос, но никого не увидела, и в доме, где она сидела за прялкой.
Интересный факт
По «Протоевангелию Иакова», Мария изготавливала завесу для храма в Иерусалиме – ту, что потом, в минуту смерти Ее Сына, разорвется надвое. Поэтому Дева может быть изображена за прялкой или с мотком пряжи.
К тому же рассказу восходит достаточно распространенное в XIII-XIV вв. изображение на иконе девушки («служанки»), ведь, по тексту апокрифа,
священники дали задание изготовить завесу
, кроме Марии, другим девам, общим числом восемь.
Символическое значение имеет цвет пряжи – красный, цвет царского достоинства, которое одновременно относится и к Деве, и к Ее Сыну.
Наконец, часто Мария изображается читающей в книге пророческие слова «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына…». Эта версия обстоятельств события также имела хождение среди верующих первых веков христианства.
Конечно, нашел отражение в иконографии и
разговор Девы и Архангела Гавриила,
переданный ап. Лукой. В иконах он изложен языком жестов.
Рука Архангела, протянутая к Марии – жест античного оратора, понятный тогдашнему жителю Римской империи.
Ладонь Девы, обращенная к Архангелу в жесте покорности, прямо соотносится с Ее словами «Се раба Господня…», а ладонь, повернутая к зрителю (жест отрицания) – с Ее же недоуменным вопросом: «Как будет это, когда мужа не знаю?».
Кроме этого, на разных иконах Благовещения Богородица может быть изображена как сидящей, так и стоящей, ведь именно стоя принято было тогда выслушивать волю царя земного.
Так же встречает Мария и посланника Царя Небесного. Когда же Богородица изображается сидящей, она часто
сидит на украшенном подобии престола, что знаменует уже Ее достоинство
как Матери Мессии.
Разнообразие деталей и подробностей изображения давало иконописцу возможность представить свое видение великого события Благовещения, расставив акценты соответствующим образом.
Именно поэтому иконы Благовещения не только отражают церковное предание. Они сами также часто становятся предметом богословского толкования, особенно, если, по слову о. Павла Флоренского, «пишутся с натуры», то есть являются отражением духовного опыта иконописца.
Знаменитые образы
Изображение Божией Матери кисти Андрея Рублёва
Иногда иконописцу удается изобразить о
дновременно смятение и покорность воле Божией
.
Такова икона Благовещения Андрея Рублева – левая рука Богородицы прижата к груди, правая же протянута к Ангелу, знаменуя принятие воли Господа.
Икона была частью иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее. Искусствоведы обращают внимание на образ Гавриила, на то, что прп. Андрею Рублеву удалось показать его динамизм, подвижность. Глубокого
смысла исполнены жесты Марии.
Тиносская
30 Январь 1823 года На греческом острове Тинос была обретена икона, называемая греками также «Великое Радование».
Как считают, она датируется I веком от Рождества Христова, так что, возможно, написана самим евангелистом Лукой. Если так, это первая известная икона Благовещения. Остров Тинос ныне – место паломничества благочестивых греков. Здесь, усилиями созданного благотворительного Общества Благовещения, выстроен храм, под ним находится освященный источник.
Киевская
Киевская икона Благовещения – мозаичная, одна из самых древних на Руси, находится на столпах Софийского собора, датируется 1040 г. Здесь, как на самых древних византийских образах, Мария представлена прядущей пурпурную нить. Этот вариант иконы
не включает никаких деталей
, представляя только фигуры Архангела и Марии.
«Устюжский рисунок»
Столь же лаконичен и другой образ Благовещения – Устюжский. Особенностью его является то, что на нем, помимо Марии и Архангела, изображен Сын Божий в лоне Матери. В верхней части иконы находится образ Бога Отца, Ветхого Денми, что также встречается нечасто.
Московская
Икона Благовещения Московская была, согласно сохранившимся описаниям, изображена на стене, масляными красками по штукатурке. Долгое время икона была одной из главных московских святынь, но до наших дней не сохранилась (церковь с иконой разрушена в 1932 г.).
Случаи чудесной помощи
Многие иконы Благовещения проявили себя как чудотворные. При этом чудом зачастую является уже само появление образа.
Например, обретение Тиносской иконы связано с неоднократными личными обращениями Богородицы к монахине Пелагии: Пресвятая побуждала Пелагию к поискам Своего образа.
Во времена развивающегося наступления безбожия Пелагия подвергалась насмешкам и гонениям, говорили, что она «в прелести», однако, поиски продолжились. Наконец, икона была найдена. Краски ее, по свидетельствам очевидцев, совершенно не потускнели, хотя образ лежал в земле, видимо, около 800 лет.
Перед Устюжской иконой Благовещения в 1290 г. молился Прокопий Устюжский, известный своим подвигом юродства, а затем и все жители города, и заступничеством Пресвятой Девы от Устюга был отведен Божий гнев в виде тучи «каменно-огненной».
Московская же икона и вовсе
принадлежит к числу нерукотворных
. Она явилась на тюремной стене боярину, несправедливо арестованному царем Иваном IV. О явлении узнал царь, который помиловал осужденного. На месте тюрьмы была выстроена церковь, впоследствии для иконы был изготовлен богатый оклад.
О чем молятся перед ликом Богородицы
- Многие верующие особо молятся перед иконой
об освобождении от заточения. - Молятся перед иконами Благовещения и
при неплодстве. - Об
излечении телесных и душевных недугов.
Ведь нет такой скорби и болезни, с которой верующий не мог бы обратиться к Матери Божией – Заступнице рода Христианского.
День памяти
Двунадесятый праздник Благовещение Пресвятой Богородицы отмечается Православной Церковью 7 апреля.
Благовещение – особый образ, напоминающий нам не только о прошедшем историческом событии, но и о том, что как началом падения человечества стало непослушание Адама, так началом спасения людей стали слова доверия Господу: «Се раба Господня, буди Мне по слову твоему».
Вместе с вами, мы сделаем Русинский Мир лучше!
При копировании данного материала, либо использования в любом виде (печатном, аудио, видео) на своих ресурсах, просьба указывать источник https://rusinskiimir.ru/ и автора произведения: Эдуард Артюхов, в иных случаях будем обращаться в соответствующие инстанции (админам соц.сетей, и Суд). Фото использованы из открытых источников интернет пространства.