Карпатская Русь после империалистической войны (из «Краткой истории Карпатской Руси» Симеона Пыжа)
Империалистическая война стоила Карпатской Руси огромных жертв, как человеческих, так и материальных. Помимо тех людей, которые погибли на фронте, были убиты многие другие. Некоторых «судили» военные трибуналы как «русофилов» и шпионов; другие были убиты без суда немецкими и венгерскими жандармами и солдатами без всякой возможности апелляции.
Эта статья является важной главой из книги Симеона Пыжа “Краткая история Карпатской Руси” и публикуется с разрешения Ассоциации лемков. Мы призываем всех, кто интересуется историей и политикой русинов, прочитать эту работу полностью. Книгу можно приобрести, перейдя по этой ссылке: http://lemkoassociation.org/publications /
Империалистическая война стоила Карпатской Руси огромных жертв, как человеческих, так и материальных. Помимо тех людей, которые пали на фронте, погибло много других. Некоторых “судили” военные трибуналы как “русофилов” и шпионов; другие были убиты без суда немецкими и венгерскими жандармами и солдатами без какой-либо возможности обжалования. Русский мог быть застрелен или повешен любым немецким или мадьярским жандармом, офицером или солдатом без какого-либо наказания для себя; никто не расследовал, действительно ли виновен этот карпаторусский сельский житель. Из тысяч галицийских лемков, интернированных в ужасные немецкие [австрийские] лагеря, сотни умерли от тифа и голода. Многие карпаторусские деревни, где происходили ужасные сражения, были сожжены, у них отобрали семена, скот и другие средства к существованию. Когда, наконец, пришел конец ужасной мировой империалистической войне, из всех вовлеченных в нее стран самой бедной и голодной была Карпатская Русь.
Но даже бедная и голодная Карпатская Русь ожила, когда услышала о самоопределении народов, и наш народ понял фразу американского президента Вильсона и наивно поверил в такое самоопределение. Этим наш народ понял, что отныне ни мадьяры, ни поляки не будут править нами, что мы сами будем хозяевами на своей земле. Неудивительно, что карпатороссы искренне верили в такую безвозмездную свободу, ибо они не понимали, что при капиталистическом строе не может быть никакой национальной свободы, что капиталистический порядок тесно связан с империализмом, захватом чужих народов и их земель, а также с национальным угнетением более слабых наций. Мы этого не понимали, потому что некому было нас учить. Мы также не понимали русскую пролетарскую революцию. Почему? Потому что все знания, которые они нам дали, были внутри церкви, вокруг нее и под ее контролем. Неудивительно, что мы верили в “самоопределение” больших и малых народов, что мы верили в наше собственное “самоопределение”.
Но когда после падения Австро-Венгрии лидеры других национальностей в этом многонациональном государстве уже знали, чего они хотят, уже имели разработанные программы со своими национальными организациями и знали все о своем собственном народе, наш народ в ходе длительного рабства был лишен своих лидеров, которые перешли в лагерь правящих наций. И когда пришло время выступить от имени карпаторусского народа, те, кто хотел руководить, не знали, кем руководить, не знали, какую страну, какую землю, какой народ они должны защищать. Они не понимали положения карпаторусского народа, не понимали его души и даже не знали его языковых и этнографических границ. Неудивительно, что каждый из этих самозваных лидеров нашего народа стремился к свободе и благам только для себя, а не для народа.
Книга Симеона Пыжа “Краткая история Карпатской Руси”, публикуется с разрешения Ассоциации лемков. Мы призываем всех, кто интересуется историей и политикой русинов, прочитать эту работу полностью. Русинский Мир.
Это объясняет, почему ни один другой народ в те времена не создавал столько “рад” (советов), сколько наши карпаторусские. Не успел появиться еще один самозваный лидер, как уже другая ориентация и “рада”. Эти “рады” размножались как грибы после дождя: в Любовне была организована рада, в Прешове – еще одна, одна в Ужгороде, спонсируемая капитулом церковного ордена, и одна в Марамороше.
Члены ужгородской “Русской рады”, созданной по канонам Ужгородского церковного капитула, ориентировались на Венгрию. Русская Рада в Прешове, членами которой были старые патриоты Прешова с Бескидских холмов, ориентировала Карпатскую Русь на Чехословакию.
Не меньшее количество “рад” было создано в галицкой части Лемковины. Фактически, в каждом районе местными районными лидерами была создана “Русская рада” (Rus’ka Rada). Такая рада была в районе Сонч, в Грибове, в Горлице, Ясло, Кросно; а в районе Санок в Лупкове даже была провозглашена республика, впоследствии в шутку названная “Республикой Лупков”.
В одном отношении все эти “рады” в Галицкой Лемковине были одинаковыми: все хотели присоединить наш народ к России, но все представляли себе не советскую, а национальную Россию. Лидеры этих рад не понимали или не хотели понимать Русскую революцию. Они не могли понять, эти наши лидеры, ни с той, ни с другой стороны, ни даже здесь, в эмиграции, в Северной Америке, что первым условием достижения каких-либо национальных, автономных прав для Карпатской Руси была ее унификация, то есть объединение в одно целое в соответствии с географией, этнографией, законами природы, языка и национальной идеологии. Когда лемкам из Прешовской Руси было все равно, что случилось с лемками на галицкой стороне, а Мараморошу было наплевать на Ужгород и Маковицу, тогда легко понять, что никто другой не был обязан заботиться и бороться за объединение этих земель в единую Карпатскую Русь.
Вместе с вами мы сделаем Русинский Мир лучше!
При копировании данного материала, либо использования в любом виде (печатном, аудио, видео) на своих ресурсах, просьба указывать гиперактивную ссылку на источник https://rusinskiimir.ru/, в иных случаях будем обращаться в соответствующие инстанции (админам соц.сетей, и Суд). Фото использованы из открытых источников интернет пространства.