Михаил Куцин и Борис Скупов. Деревянное зодчество Подкарпатской Руси. Храмы – национальный шедевр русинского зодчества.

Михаил Куцин и Борис Скупов. Деревянное зодчество Подкарпатской Руси. Храмы – национальный шедевр русинского зодчества.

Деревянное зодчество Подкарпатской Руси. Храмы – национальный шедевр русинского зодчества.

« …Я старался  не обойти  молчанием  ни один из тех памятников русского зодчества, которые являются типичными представителями того или иного направления» – Михаил  Красовский Энциклопедии русской архитектуры “Деревянное зодчество”                 

В своих многочисленных проповедях Патриарх Московский и всея Руси Кирилл уделяет особое внимание единению «Святой Руси» на общем культурном фундаменте нынешней России, Белоруссии, Украины и Подкарпатской Руси.

Фото. Храм св. Лукаша в селе Трочаны, XV в. Русинский Мир.

Русинский архитектурный ансамбль деревянных храмов – видимое доказательство обширности «русского мира», разнообразие русинских деревянных архитектурных форм, построек и храмов выходит далеко за пределы Подкарпатской Руси.

Образцы русинского деревянного зодчества можно встретить на территории таких стран как, Словакия, Чехия, Венгрия и Румыния.

Храмы бревенчатого «топорного рубления» отражают географические, культурно – исторические и строительные традиции основных этнических групп русинского народа: бойковские, гуцульские, лемковские и мараморошские, – обладают рядом специфических декоративных и технических характеристик, сложившихся с течением тысячелетнего времени.

В июне 2013 года жемчужины русинского деревянного зодчества – Подкарпатские храмы XVI-XIX веков – единогласным решением 37-й сессии Комитета Всемирного наследия заседавшей в столице Камбоджи, в городе Пномпене, внесены в список мирового наследия ЮНЕСКО. В него вошли 16 храмов, возведённых с XVI по XIX век православными и греко – католическими общинами русинов (Подкарпатская Русь) и русинов – лемков (Польша).

К сожалению заслужившие мировую известность шедевры национального русинского деревянного зодчества практически неизвестны профессиональному строительному сообществу Святой Руси: российским, белорусским и русинским специалистам в области храмостроения и храмоздательства, да и большинству русинского населения неведомы, в виду непопулярности «русинского вопроса» на нынешней Украине. 

В настоящей работе  авторы по мере своих знаний, опыта и способностей образно мыслить и изъяснятся –  попытаются  хотя  бы частично   ознакомить любознательного читателя  с  ещё одной малоизвестной страницей истории русинского  деревянного зодчества – удивительной архитектурой храмов Карпатского географического региона,    а также  показать уровень высокого мастерства  наших предков, создавших  уникальные произведения деревянного зодчества, ставших   ценнейшими  источниками  материальной и художественной культуры  русинского народа.

Основной задачей авторов настоящей работы было желание пробудить у читателей понимание красоты произведений деревянного зодчества, чувства уважения к их творцам.

При изложении материала авторы опирались на классический труд академика архитектуры Михаила Витольдовича Красовского «Деревянное зодчество»

Фото. Материалы научной монографии О.В. Стародубцева “Церковное искусство”. Русинский Мир.

 Историческая справка

Русины – четвёртый по численности восточнославянский народ после русских и белорусов. Данные о численности русинов колеблются от 1,5 млн до 4 млн.

Сами русины называли себя в единственном числе русин, а во множественном числе – русскими (с орфографическими вариантами – руськими, рускими), веру свою – русскою, свой народ и язык – русскими.

В свою очередь русины подразделялись на ряд этнокультурных групп: бойкиверховинцыгуцулыдолиняне лемкиподоляне, , покутяне и другие.

Второй этноним населения Карпатской Руси – руснак. Население Карпатской Руси издавна проживало в соседстве с католиками – поляками. Само слово «руснак» возникло как   бы противопоставление этнониму «поляк».

Русины живут во многих странах мира – от России и Европы до США и Австралии, однако их исторической родиной является Подкарпатская Русь, временно Закарпатская область на Украине.

В наше время территория, на которой проживают русины, разделена между временной страной – Украиной, Румынией, Венгрией, Словакией и Польшей.

Фото. Герб и флаг русинов. Русинский Мир.

Русины как особая национальность признаны во многих странах мира, однако на своей исконной земле они не имеют подобного статуса.  Авторы настоящей работы не преследуют цель искать причины дискредитационной украинской национальной политики в отношении русинов. Существует прагматичное мнение, что именно русины могли бы стать связующим звеном будущего Восточнославянского союза с Россией и Белорусией, к созданию которого мы неминуемо придём, благодаря противостоянию давления либерального Запада и перенаселенного азиатского Востока. Русины – краеугольный камень нашей будущей консолидации.

Высокий смысл храмовых строений русинов.

Жизнь многих поколений жителей Подкарпатской Руси была, есть и будет так или иначе связана с православной церковью.

Деревянный храм всегда был местом, где русины собирались для молитвы, а также местом, где деревенские мудрецы (старi люди) встречались, чтобы принять решение в трудные для русинского народа времена. В этих храмах тысячелетием (Подкарпатские русины крестились в 863 году от Р.Х.) венчали влюбленных, крестили детей, отпевали усопших и праздновали все свои праздники.

С колокольни храма наблюдали и оповещали народ о подходе врагов, а церковный колокол предупреждал людей о пожарах, наводнениях и других несчастьях, надвигавшихся на село. Мёртвых хоронили у храма в соответствии с иерархией. Во многих храмах сохранились священные книги и рукописи, бесценные иконы и боевые знамёна.

Деревянное храмовое зодчество Подкарпатской руси

Деревянное храмовое зодчество – это одно из самых значимых и великолепных примеров строительной и художественной культуры народов восточно -европейских славян. Древнее строительное искусство русинов, уходит корнями глубоко в недра истории, создаваемой на протяжении тысячелетия их усердным трудом и творческими решениями. Эта культура яркая, национальная, незагрязнённая посторонним влиянием, она воплотила в себе всё величие духа создавшего её народа.

Бойки и особенности стиля деревянных храмов.

Бойки – Подкарпатская народность, название которой происходит от особенностей её языка.  Иосиф Левицкий производит это название от слова «бо е», что также переводится как «только».

Как и все русины, бойки испытали на себе культурное влияние более сильных соседей. Тем не менее, как отмечает М. Красовский, «несмотря на сильное стремление германцев и мадьяр ассимилировать их с собой, они сумели отстоять свою национальную самобытность, создать и сохранить свой особенный стиль в деревянном храмовом зодчестве, совершенно неповторимый и уникальный».

Бойковский деревянный храм состоит из трех частей: алтаря, нефы и бабинца. Каждая часть прикрыта отдельной крышей высокой конструкции со многими заломами. В стандартном бойковском храме крыша главного, то есть центрального нефа, поднимается выше, а другие, прикрывающие алтарь и бабинец, строятся несколько ниже и на одном уровне. Как в гуцульских, так и в бойковских храмах колокольни отдельно стоят на определённом расстоянии от самого храма.

Фото. Униатский храм св. Николая Чудотворца – памятник народной бойковской архитектуры. Русинский Мир.

Построен храм в 1763 году народными мастерами в с. Кривка Турковского района (Львовская область). Территория храма окружена деревянной оградой с резными воротами. Николаевский храм в конструктиве трёхчастный, с квадратными срубами нефа, апсиды и бабинца. В 1930 году перевезён во Львов, сейчас находится в музее народной архитектуры «Шевченкоский гай».

Фото. Михайловский храм. Село Ужок, построен в 1745 г. Русинский Мир.

Внешне, храм села Ужок лишён каких бы то ни было резко бросающихся в глаза наружных украшений, затейливых подробностей – он строен и изящен.

Силуэт Михайловского храма чрезвычайно живописен, выразительный рисунок, с явным преобладанием горизонтального деления верхов. Широкий скат, охватывает всё строение, придаёт ему компактный вид и вместе с тем создаёт гармоничный переход от окружающей среды к основным архитектурным формам храма, которые вырастают над галереей.

Фото. Храм св. Михаила Архангела из с. Тисовец Сколевского района Львовской обл., построен в 1863 г. Русинский Мир.

Образец бойковского храмового искусства. Состоит из трёх отдельных срубов, перекрытых шатровыми верхами. Сейчас находится в музее народной архитектуры «Шевченкоский гай» во Львове.

В бойковском стиле храм состоит из трёх прямоугольников, приближённых к квадрату, сложенных более широкими сторонами с запада на восток. Такой стиль храма развивался позже увеличением количества ярусов пирамидального накрытия. Далее пирамидальный покров сменился восьми боковым, который насаждали сначала только на центральную часть, а позже на все три части.

Далее, на пирамидальном накрытии появились восьмерки, которые в свою очередь умножались, так что появился сложный тип бойковских строений – от пяти – ярусных к шести – ярусным, семи – ярусным и восьми – ярусным. Подавляющее большинство бойковских храмов построены в XVIII веке.

Гуцулы и их храмовое деревянное зодчество.

Гуцулы – это горцы Карпат. Как сообщается в словаре Брокгауза и Эфрона: «Это русское племя, живущее в Карпатах, в восточной Галиции, Венгрии и Буковине. Гуцулы от других русских племен отличаются наружностью, обычаями и нарядами». Они, наравне с лемками и бойками, являются автохтонным населением Карпат, и, хотя их зачастую считают частью украинского народа, определяют себя именно как «гуцулы».

Основными занятиями гуцулов издавна были горно-пастбищное скотоводство, лесные промыслы и сплав леса по горным рекам. Всегда также были развиты художественные промыслы (резьба и выжигание по дереву, производство кожаных и медных изделий, гончарное и ткаческое искусства).

Неизменно вызывают восхищение гуцульские музыкальные традиции: они давно и заслуженно стали одной из визитных карточек современной Украины.

Фото. Гуцулы играют на трембитах. Русинский Мир.

В частности, народный музыкальный инструмент «тилинка», представляющий собой флейту из орешника или ивы без игровых отверстий; и, конечно, трембита – народный гуцульский духовой музыкальный инструмент, род деревянной трубы длиной до 4 метров, без вентилей и клапанов, обернутый березовой корой.

Гуцульское храмовое зодчество также самобытно и представляет огромный интерес для современных исследователей.

Гуцульские храмы, кроме крестовой планировки, обладали своими особенностями. Чаще всего были пяти – срубными. Средний квадратный сруб переходил вверху в восьмерку, с высоким стежковым покрытием с небольшим заломом (закруглением) вокруг гзимса (карниза).

Фото. Храм Благовещения Пресвятой Девы 1587 г.. Коломыя. Русинский Мир.

Над четырьмя другими срубами находилась обычная крыша с фронтонами, как на гуцульских хатах; часто на крыше бывали макушки. Храмы собирали специальные гуцульские мастера.

Фото. Храм Успения Пресвятой Богородицы 1911 г. с колокольней Яремча. Русинский Мир.

Гуцульский храм выполнен в горизонтальном исполнении, в виде равностороннего креста и размещался всегда алтарём на восток, а бабинцем – на запад. Низ гуцульского храма состоял из брусьев, которые стояли на каменном фундаменте. Они были трёх, или пяти – срубными; заходили в храм через крыльцо. Сбоку возле храма размещалась четырёхугольная колокольня, крытая, как и сам храм – гонтом.

Лемки и особенности их храмового зодчества

Лемки — этническая общность, проживающая ныне на территории трёх восточноевропейских государств: в Польше, временной сране Украине и Словакии. Обобщённо ареал компактного проживания этой русинской народности принято называть Лемковщина, или Лемковина.

Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Эфрона так определяет данную народность: «Лемки — это часть малорусского населения Карпатских гор, между истоками рек Ропы и Сана, в числе 109 тысяч человек, грекокатолической, то есть униатской церкви. Сами себя они называют просто русинами или руснаками. «Используемое ныне самоназвание этой народности возникло только в 1831 году. В предисловии к своей «Грамматике русинского языка» галицко – русский поэт и писатель Иосиф Левицкий впервые назвал их «лемками» от использования в их языке частицы «лем», что обозначает «только».

Основой строительства лемковских храмов являются три канонические прямоугольных сруба. Неф всегда был бо́льшего размера. Под влиянием барокко, он приобрёл форму восьмиугольника; перекрывался балками и сверху – ломаной крышей – палаткой.

Фото. Православный храм Св. Михаила Архангела построен в 1777 г. Русинский Мир.

Храм расположен в с. Шелестово Хустского района Закарпатской области. В стиле лемковской архитектурной школы. Сейчас находится в Закарпатском музее народной архитектуры г. Ужгорода.

Деревянный (дубовые брусья), трёх – срубная, трёхглавая, покрыта гонтом. Угловые соединения выполнены врубками в простой замок без остатка. Притвор и неф одной ширины. Верхи восточной части и нефа шатровые с заломами, увенчанные барочными главками.

Над притвором возвышается стройных пропорций купол – колокольня каркасной конструкции с широким подсебитьем, украшенным аркадой голосников вверху. Венчает купол развитая двух – ярусная барочная главка с ажурными арочками в основе фонаря. Срубы притвора и нефа окружает опасение на резных столбиках с раскосами.

Характерной чертой лемковских храмов является купол вместо бабинца. Весь храм обивался досками и покрывался гонтом.

Мармарошский тип храмового зодчества

Особого внимания заслуживает регион Мараморош, с которым связано развитие русинских храмов в стиле так называемой «деревянной готики».

Фото. Мармарошский тип храмового зодчества. Русинский Мир.

Особенность этого региона заключается в том, что в данном венгерском районе в 1910 году проживало более 159 тысяч русинов, или, как говорится в словаре Брокгауза и Эфрона, «преимущественно русского племени и греко-католического (униатского) исповедания».

В годы лихолетий XX века регион Мараморош был разделён между современной Румынией и Подкарпатской Русью (Тячевский, Раховский, Хустский и Межигорский районы Закарпатской области), ставшей в 1945 году частью Советской Украины. Мараморош – легендарный край, расположенный на севере Румыний, окруженный холмами и горами. Визитной карточкой этого прекрасного края является отменное мастерство ремесленников и богатая культурная жизнь местного населения.

В Марамороше существует непрерывная традиция деревянной архитектуры. Изумительная мараморошская резьба по дереву уже давно обрела заслуженную славу и впечатляет гостей этого региона. Пиком искусства мараморошских мастеров являются одни из самых интересных культовых сооружений в мире – деревянные храмы. 8 деревянных храмов области Мараморош включены ЮНЕСКО в число памятников Всемирного наследия. Все были построены в XVII и XVIII веках, но они различаются архитектурным стилем.

Фото. Старейший деревянный храм Св. Параскевы с. Иза, Мараморош построен в 1604 г. Русинский Мир.

Внутренне пространство в храмах было расширено в XVIII веке, а полностью расписано в 1794 году.

Развитие в этой области деревянной храмовой архитектуры проходило под сильным влиянием «деревянных культовых построек соседней румынской Трансильвании и недалекой северо-восточной Венгрии», в результате чего и сложился уникальный стиль мараморошской «деревянной готики» Деревянная церковь старого монастыря Бырсана.

Фото. Деревянный храм старого монастыря Бырсана построен в 1711 г. Русинский Мир.

Храм посвящен «Введению Пресвятой Богородицы в храм». Храм расположен в местечке под названием «волосы монаха» (Părul Călugărului) местным священником, вместе с его сыновьями и жителями села, чтобы поблагодарить Бога за защиту во время чумы.  Примерно в 1739 году храм был перенесён в долину реки Иза у кладбища, которое в свою очередь появилось в 1717 году после битвы с татарами. Во второй раз храм был перенесён в 1795 году в центр кладбища погибших во время чумы в 1742 году.

Затем интерьер храма был расписан под влиянием стилей барокко и рококо художником Ходором Тоадером (Hodor Toader). Здесь можно увидеть сцены из Библии, Страшного Суда, Ветхого Завета и «Страстей Иисуса Христа».

К сожалению, часть икон была сильно повреждена и не сохранилась до наших дней. Но всё же сейчас мы можем увидеть то, что удалось сохранить.

Мармарошской неоготикой принято считать группу деревянных храмов в готическом стиле, находящихся преимущественно в исторической области Мармароша.

Фото. Мармарошский тип храмового зодчества. Русинский Мир.

Яркой чертой, по которой можно отличить готические храмы Мармароша является особый тип крыши храма. Декоративный копьевидный купол, вытянутый вверх, увенчивается вверху крестом. Вокруг купола размещались ещё 4 купола поменьше.

Деревянные храмы Словацких Карпат

Карпатские деревянные храмы – это достояние Всемирного наследия ЮНЕСКО, который состоит из девяти деревянных религиозных сооружений, построенных между 16 и 18 веками в восьми разных местах Словакии.

К ним относятся две римско – католические (ХервартовТврдошин), три протестантские (так называемые суставные храмы в ХроншекеЛештинахКежмароке) и три греко – католических храма (БодружалРусская Быстрая, Ладомирова) плюс одна колокольня в Хроншеке. 

В дополнение к этим храмам на территории современной Словакии есть ещё около 50 деревянных храмов, в основном в северной и восточной части региона Пряшева. 

Субъектом нашего внимания естественно   являются греко – католические храмы Словакии.

Греко – католический храм Святого Николая в Бодружале, состоит из трёх соединённых между собой частей квадратной формы по оси восток – запад с 3 куполами (самый большой с колоколами), увенчанными маленькими луковичными куполами и железными крестами. 

Фото. Греко-католический деревянный храм Святого Николая в Бодружале, построен в 1658 г. Русинский Мир.

Художественно он принадлежит к народному стилю барокко. Храм окружён кладбищем, стеной и колокольней 19 века. До сих пор сохранились некоторые настенные росписи 18 века, а также иконостас с иконами того же века.

Фото. Греко-католический деревянный храм Святого Николая в Русской Быстрой построен в начале 18 в. Русинский Мир.

Храм Святого Николая расположен в Русской Быстрой, имеет всего 2 купола, а форма его почти идеальной геометрической крыши напоминает традиционные крестьянские дома. Интерьер с религиозными артефактами также восходит к 18 веку.

Фото. Греко-католический деревянный храм Архангела Михаила в Ладомирове построен в 1742 г. Русинский Мир.

Храм Архангела Михаила в Ладомирове, без единого гвоздя, тот же дизайн, что и храм в Бодружале, включая в его расположение стену, кладбище и колокольню.

 Основные выводы

1. Необходимо констатировать, что наряду с широко известнымы центрами дерерявянного храмового зодчества Карелии, Русского Севера и Восточной Сибири у «Святой Руси» был, есть и наверняка будет, пока малознакомый, регион массового применения особой деревянной архитектуры – Подкарпатская Русь

2. Мировое сообщество под деятельным влиянием восточно европейских государств: Словакии и Чехии, Венгрии и Польши в июне 2013 года   решенеием 37 сессии ЮНЕСКО единогласно внесло   жемчужины русинского деревянного зодчества – храмы Подкарпатской Руси XVI-XIX веков – в список мирового культурного наследия.

3. Уже добрый десяток лет русинское   национальное сообщество даже не пытается систематизировать разрозненные данные об этих шедеврах национального строительного искусства в отдельном научно – популярном издании, доступном любознательному читателю, в особенности подрастающему молодому поколению русинов и всем воцерковленным людям.

Ведь, деревянные постройки тленны и паче того легко возгораемые.   Только во второй половине XX века и за двадцать лет нынешнего века безвозвратно утрачен огромный пласт традиционной русинской культуры деревянного зодчества, уцелевший лишь в нескольких храмах находящимся под защитой ЮНЕСКО.

Заключение

Основная черта характера церковной жизни – это стремление к духовности, к прекрасному и спасению мира. Деревянное русинское зодчество является основой духовной культуры славянского рода – прародителей Святой Руси: России, Белоруссии и русинской национальной агломерации. Это шедевры народного зодчества и уникальная память культовой архитектуры, которая развивалась и формировалась еще в древние времена.

Национальная культовая архитектура русинских деревянных храмов не только восхищает своим великолепием, но и удивляет гармонией деталей и элементов, которые перекликаются в архитектурных направлениях.

C давних времён, рубленные деревянные постройки Подкарпатской Руси развивались в основном в горах и бескрайних лесах, где оседали славянские племена переселенцев.  И естественно при строительстве деревянных храмов, в их формах и отдельных деталях отображали самобытность и народность того уникального цивилизационного периода. 

Деревянные храмы – это не только памятники архитектуры, но и неотъемлемая часть православной культуры русинского народа, они по истине являются сокровищницей Подкарпатской Руси, которые позволяют не только заглянуть в прошлое восточно – европейских славян, но и рассказать о её исторической подлинности и направить русинов к светлому будущему.

К великому сожалению уходит в небытие культура, создание образного строя сооружений из дерева; разрушаются вековые традиции в строительстве не только храмовых, но и жилых построек; на глазах исчезает национальная культура обработки дерева; практически утрачены смелые конструкторские и инженерные решения, увеличивающие долговечность деревянных построек; под маркой обще – потребительского дизайна исчезает и высокая культура ландшафтной архитектуры.

Посему авторы настоящей работы будут постоянно знакомить любознательного читателя с миром деревянной русинской архитектуры и не только.

Михаил Куцин.

Борис Скупов.


Литература:

  • Ю.С. Рябцев, С. И. Козленко История русской культуры, Владос, 2003 г.
  • В.Г. Маранцман   Человек и культура, Санкт- Петербург, 2000 г.
  • Красовский М.В. Энциклопедия русской архитектуры. Деревянное зодчество. САТИСЪ. Санкт-Петербург 2002 г.
  • Малков Я.В. Древнерусское деревянное зодчество. М.: ИД Муравей. 1998 г.
  • 2. Ополовников А. В., Ополовникова Е. А. Дерево и гармония. Образы деревянного зодчества России,”Ополо”, 1998 г.
  •  О.Е Стародубцев Русская церковное искуство.
  • Источники Интернета.

Вместе с вами, мы сделаем Русинский Мир лучше!

При копировании данного материала, либо использования в любом виде (печатном, аудио, видео) на своих ресурсах, просьба указывать источник https://rusinskiimir.ru/  и авторов Михаил Куцин и Борис Скупов в иных случаях будем обращаться в соответствующие инстанции (админам соц.сетей, и Суд).Материалы для публикации и фото использованы из открытых источников интернет пространства.

Left Menu Icon