23 мая Джордано Бруно обвинен в ереси. Джордано Бру́но принадлежал к той группе философов, которые идеологически обосновывали борьбу против феодального строя и его главной опоры – церкви.

23 мая Джордано Бруно обвинен в ереси. Джордано Бру́но принадлежал к той группе философов, которые идеологически обосновывали борьбу против феодального строя и его главной опоры – церкви.

Джордано Бруно обвинен в ереси.

Когда свободно крылья я расправил, Тем выше понесло меня волной. Чем шире веял ветер предо мной. Так дол презрев, я ввысь полет направил…Пускай паду, как Он; конец иной. Не нужен мне, – не я ль отвагу славил?.. Лечу сквозь тучи и умру спокойно. Раз смертью рок венчает путь достойный… Джордано Бруно о бесстрашном Икаре

Джордано Бру́но принадлежал к той группе философов, которые идеологически обосновывали борьбу против феодального строя и его главной опоры – церкви.

Жизнь Бруно красочна и многогранна. Она полна скитаний и неутомимой жажды знаний. Вместе с тем – это скорбная жизнь вечно преследуемого человека.

Филиппо-Джордано Бруно родился в небольшом городке Нола, вблизи Неаполя. Точно неизвестен даже год его рождения, и можно уверенно говорить только, что Бруно родился в середине XVI столетия. Разные авторы указывают 1548 и 1550 годы.

Родители Бруно были люди бедные. Бедность и лишения не оставляли Бруно и всю последующую жизнь.

Когда ребёнку исполнилось 10 лет, его отправили в Неаполь, где он начал учиться. Вскоре его приняли на своё полное попечение монахи доминиканского монастыря близ Неаполя. Будущий философ-вольнодумец стал доминиканским монахом. Вместо своего прежнего имени – Филиппо – он получил новое – Джордано.

В монастыре Джордано целиком ушёл в науку. Он изучил в монастыре произведения Аристотеля, Платона и других древних и новых философов. Ознакомился он и с учением Коперника. В 1572 году Бруно был посвящён в священники.

Изучая всю тогдашнюю премудрость, Бруно не сделался тупым педантом, как многие учёные того времени. Напротив, окружённый ханжами, Бруно сделался вольнодумцем. Он стал излагать свои вольные мысли на бумаге и писать едкие памфлеты.

В тиши своей монастырской кельи написал Бруно произведение – “Ноев ковчег”, которое до нас не дошло. Речь в нём шла о том, какому из животных, попавших по случаю потопа в Ноев ковчег, должно принадлежать лучшее место. В конце концов этим животным оказывается осёл. Автор восклицает: “О, святая ослиная глупость, святое невежество, святая тупость и благочестивая преданность! Вы делаете души людей столь добродетельными, что перед вами ничто ум и всякое знание”.

Под ослом здесь следовало разуметь монахов (и вообще духовенство) с их тупостью, ханжеством и суевериями. В “Ноевом ковчеге” Бруно осмеивал и подвергал разрушительной критике устои монашества. Он направил стрелы своего остроумия и на самые догматы римской церкви, выражал сомнение в “таинстве” причащения. Наконец, он напал на величайшего авторитета схоластической науки того времени – на Аристотеля.

В 1575 году против Бруно возбуждено было дело по обвинению его в ереси, содержавшее 130 пунктов.

Бруно бежал из монастыря в Рим, скитался по городам Италии, побывал в Турине, Генуе, Венеции, Падуе, знаменитый университет которой был переполнен профессорами – поклонниками Аристотеля. Бруно вынужден был уйти из Италии, скованной папскими декретами и усеянной учреждениями по борьбе с ересями – инквизиционными трибуналами.

17 лет блуждал Бруно по территории Европы. За эти годы он посетил Швейцарию, Англию, Францию, Германию. В 1577 году, приехав в Тулузу (Франция), Бруно читал лекции о науке и философии Аристотеля. Еще через два года Джордано, уже в Париже, рассказывал публике о работах философа, теолога Луллия, мировоззрение которого разделял и он сам.

Но спустя пять лет у бывшего служителя церкви возник конфликт со сторонниками учения Аристотеля и он вынужден покинуть Париж, отправившись в Лондон. В Англии Джордано плодотворно работал и написал ряд философских трактатов. В 1586 году мыслитель уехал в Германию, однако читать лекции в Марбурге ему запретили. Тогда Бруно занялся преподаванием в Виттенберге.

Джордано Бруно писал философские трактаты, выступал на диспутах, читал лекции, но везде в итоге его вынуждали прекратить пропагандировать свои идеи.

Русинский Мир

Джордано Бруно выступает в защиту учения Коперника в Оксфордском университете (барельеф на памятнике в Риме).

Бруно решительно выступал против католической церкви и вообще против любой существующей на тот момент религии. В 1584 году вышла в свет его работа “О бесконечности, вселенной и мирах”.

Эту его работу иногда рассматривают как основу современного материалистического природоведения, включая учение о материальном единстве мира и пространственной и временной бесконечности Вселенной.

В тот же период вышла работа “Пир на пепле”, состоящая из пяти диалогов, посвященных пропаганде астрономических теорий Коперника. Наряду с ними автор высказывает свои идеи о бесконечности Вселенной и множественности миров.

Продвигая идеи Коперника о вращении Земли и других планет по орбитам вокруг Солнца, Бруно не достиг успеха даже у просвещенных умов вроде Бэкона и Шекспира. Разочаровавшись в государствах центральной Европы, Бруно отправился в Прагу.

Философия Бруно основывалась на неоплатонизме – он полагал, что есть некое единое начало, давшее продолжение всему во Вселенной. Но не только первоначало называл мыслитель богом, а и природу, и даже человека – этого-то церковь стерпеть и не смогла.

В ночь с 23 на 24 мая 1592 года венецианские инквизиторы арестовали Джордано Бруно по доносу местного патриция Джованни Мочениго. Последнего Бруно персонально обучал – за огромное вознаграждение – искусству памяти. Однако в какой-то момент монаху это наскучило. Он объявил ученика безнадежным и на сем решил попрощаться. Мочениго перепробовал все возможные способы, чтобы вернуть “гуру”, но Бруно оказался непреклонным. Тогда отчаявшийся ученик написал донос в местную инквизицию. Если быть кратким, доносчик утверждал, что его наставник попирал католические догматы, рассуждал о каких-то “бесконечных мирах” и называл себя представителем некой “новой философии”.

Джордано Бруно провёл под следствием шесть лет. Судьи старались заставить его отказаться от своих научных убеждений, ему угрожали смертью. Долго не решались на казнь, слишком заметной фигурой был Джордано. Еще более невозможным было для церкви дать ему свободу, так как никакие лишения не могли укротить могучий дух, ничто не пугало этого мужественного и стойкого человека.

Последние годы Бруно провел в камере, в сыром каменном мешке, в наружную стену которого днем и ночью бил речной прибой. Потолок камеры был низкий, и Джордано не мог выпрямиться во весь рост. Бумаги, чернил и книг ему не давали. Кто знает, что пережил, передумал, перестрадал он за эти годы? Но дух его не был сломлен!

Инквизиция предъявила Бруно ультиматум: или признание ошибок и отречение – и сохранение жизни, или отлучение от церкви и смерть. Джордано выбрал последнее. Тогда судьи инквизиции осудили его на страшную казнь – сожжение на костре.

Русинский Мир

Джордано Бруно перед судом инквизиции (барельеф на памятнике в Риме).

При вынесении приговора Бруно держал себя с невозмутимым спокойствием и достоинством, и лишь сказал, обращаясь к судьям: “Быть может вы произносите приговор с большим страхом, чем я его выслушиваю”.

Казнь происходила 17 февраля 1600 года в Риме на Кампо-деи-Фиори (Площади Цветов).

Палачи сорвали с Бруно истлевшую одежду и накинули на него “санбониту” – кусок грубой ткани, пропитанной серой и разрисованной языками пламени. После этого его привязали к столбу железной цепью и, кроме того, туго перетянули мокрой веревкой. Под действием огня веревка съеживалась и врезалась в тело. Чтобы продлить мучения казнимого, обычно вначале разводили небольшой костер и, постепенно подбрасывая сухой хворост, увеличивали пламя. Все то время, пока пламя постепенно пожирало тело философа, его живой взгляд не переставал скользить по собравшейся толпе. Бруно умер молча, не проронив ни слова, не издав ни стона.

Русинский Мир

Смерть Джордано Бруно. (барельеф на памятнике в Риме).

Книги Бруно были сожжены у его ног. В поэме “О безмерном и неисчислимых” Бруно рассказывал о том, что с детства Везувий представлялся ему другом и братом. День сожжения Бруно совпал с сильным землетрясением при извержении Везувия. Колебания почвы докатились до Рима.

Так восходил в бессмертие еще один Великий Учитель человечества, принимая чашу страданий от неблагодарного человечества.

Русинский Мир

Памятник Джордано Бруно на площади Кампо-деи-Фиори в Риме, установленный на месте казни философа (скульптор Этторе Феррари, 1889 г.)

Читайте статью в первоисточнике

Вместе с вами, мы сделаем Русинский Мир лучше!

При копировании данного материала, либо использования в любом виде (печатном, аудио, видео) на своих ресурсах, просьба указывать источник https://rusinskiimir.ru/, в иных случаях будем обращаться в соответствующие инстанции (админам соц.сетей, и Суд).Фото использованы из открытых источников интернет пространства

Добавить комментарий

Иконка левого меню