В течении продолжительного времени, а в прочем, как и сейчас, лес для людей в Подкарпатской Руси и теперешнем Закарпатье был всем. Лес был и есть для многих Русинов основным источником дохода и жизнеобеспечения. Читайте статью в первоисточнике: uzhgorod.net.ua
Фото. Обава, храм Успенния Пр. Богородицы, 18 ст. (В. Vavrousek. Cerkevni pamatky na Podkarpatske Rusi. Praha. 1929). Русинский Мир.
Русины так гармонично жили с природой, что буквально становились с ней одним целым, даже иногда зная, где растет ель для их последнего пристанища.
Фото, Флориана Заплетала из книги “Деревянные церкви Закарпатья”. Русинский Мир.
Обрабатывать древесину Русинам приходилось с раннего возраста, совершенствуя свое умение и навыки в столярном ремесле. Полученный опыт передавался от отца к сыну, поэтому со временем нарабатывались определенные архитектурно-художественные приемы, которые становились неотъемлемой частью Русинского стиля. Но вершиной мастеров Подкарпатской Руси стало строительство деревянных Храмов, это проявлялось во многих вариациях, стилях и формах. Иногда их возраст достигает почти 600 лет!
Фото – Богіміла Ваврушека (В. Vavrousek. Praha. 1929). Фото 2,3 – Флориана Заплетала. Колокольня у церкви в с. Обава. Русинский Мир.
Однако у деревянных строений есть ахиллесова пята, их уязвимость, как к природным, так и к человеческим факторам. В серии публикаций предлагаю узнать больше об особенностях спасения от уничтожения деревянных храмов в Подкарпатской Руси, их перевозки в Чехословакию, для якобы сохранения культурного наследия. Возможно, внимание и интерес чехов был вызван исторической и культурной ценностью этих объектов, а также архитектурой Русинского стиля?!
Фото. Деревянный храм в с. Обава, 1929 год. Русинский Мир.
Возможно данный пример сохранения культурного наследия станет образцом для сохранения исторических строений и сооружений в наше время.
Фото. Отто Кречмер, 1906 год. Русинский Мир.
Хотя мы видим, что это очередной пример откровенного воровства у людей, которые не могли отказать своим властителям, впрочем, это уже отдельная история.
Фото. Перевозка и возведение храма в город Новая Пака, Чехия. 1930 год. RoubeneskvostyzPodkarpatskeRusiavychonihoSlovenska. (Брошура к виставке). Русинский Мир.
Сегодня мы расскажем вам историю о храме Успения Пресвятой Богородицы в селе Обава, Мукачевского района.
Фото. Возведение храма в г. Новая Пака. Фото idnes.cz, Русинский мир.
На самом деле нам неизвестно где был изначально построен храм. Есть версия, что в с. Обаву он прибыл из села Великого Березного в 1788 году, где был отстроен трехъярусным в бойковском стиле. Уже на новом месте возвели высокий купол в стиле барокко, и храм приобрёл лемковский стиль. Рядом, по традиции, построили шестигранную деревянную колокольню.
Фото idnes.cz, Martin Viktorin. Храм в Обаве перед перевозкой. Русинский Мир.
Стоял храм в Русинском селе почти полтора века, пока не оказался ненужным. Община села решила построить новый каменный храм, а старый – снести.
Фото Martin Viktorin. Храм после перевозки. Русинский Мир.
К счастью, о намерении крестьян узнал чешский предприниматель и меценат Отто Кречмер. В 1930-м году он выкупил его и перевез в Чехию, в город Новая Пака. Каждую балку перед демонтажем обозначили и пронумеровали, чтобы плотники могли снова собрать и установить его в парке, вблизи виллы Кречмера на холме. Благодаря этому город получил новый ориентир со шпилем.
Фото idnes.cz, Martin Viktorin. Храм в Обаве перед перевозкой. Русинский Мир.
Новый владелец храма и его плотники были удивлены тем, насколько качественной является большинство старых дубовых балок, из которых был построен храм. За исключением нижнего ряда грубо отесанных бревен, всё остальное осталось оригинальным. В конце концов, немного изменили фасад и расширили окна в куполе.
Фото. Храм на горе в городе Новая Пака,1987 год. Русинский Мир.
Изначально в храме планировали размещение большой разноплановой антикварной коллекции: от скульптур с 14 – 19 века до картин на стекле. Но этому помешала война, а сам Отто Кречмер умер после допросов в пражской «Печкарне» (место для допросов, проводило гестапо) в конце войны.
Фото jicinsky.denik.cz.. Храм в Новой Паке. Русинский Мир.
После прихода к власти коммунистов, храм чудом избежал сноса и продажи на дрова. К тому времени в нём устроили хозяйственный склад. Часть коллекций предпринимателя разместили в местном музее, а часть уничтожили или разграбили.
Фото Михаила Сирохмана. Храм в 1995 году. Русинский Мир.
В конце концов после 1989 года храм восстановили дети Отто Кречмера. Его снова освятили и передали греческой и Римо-католической церквям. С тех пор в храме время от времени проводят богослужения, также увеличивается количество паломников. Храм является туристическим объектом и небольшой достопримечательностью города, напоминающей о столетней истории Подкарпатской Руси. В ней полностью сохранен интерьер, иконостас, деревянные подсвечники, роскошные резные и писанные иконы, Вышитые рушники. А бывшую колокольню, превратили в беседку.
Фото. Храм в наше время. Русинский Мир.
Как видим, храм сохранили в первозданном и аутентичном стиле, без улучшений и евроремонтов, от которых так страдают храмы, оставшиеся на родных просторах…
Фото. Храм в наше время. Русинский Мир.
Перевёл статью на русский язык: Михаил Куцин.
Вместе с вами, мы сделаем Русинский Мир лучше!
При копировании данного материала, либо использования в любом виде (печатном, аудио, видео) на своих ресурсах, просьба указывать источник https://rusinskiimir.ru/ и автора перевода Михаил Куцин, в иных случаях будем обращаться в соответствующие инстанции (админам соц.сетей, и Суд).
Читайте статью в первоисточнике: uzhgorod.net.ua
В публикации использованы данные из открытых источников и книги Михаила Сирохмана ” Церкви Украины. Закарпатье-Churches of Ukraine Zakarpattia”, 2000 г.
Спасибо Михаил за Ваш труд, в просвещении русинской культуры и наследия! Жду новых публикаций