КАРПАТОРУССИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ – ХХІV Андрей (Бачинский) – 1732 – 1809 Мукачевский греко – католический епископ – 1772 – 1809 Валерий Разгулов, историк-архивист-краевед Светлой памяти соавтора архимандрита Владимира (Попадинца), посвящаю Предисловие Иеромонах Софроний (Сатабант), о нем речь шла в предыдущей главе, в 60-х годах XVIII века, возглавил православное движение на территории нашего края, направленное на восстановление и возвращение клира и верующих в лоно прародительской веры. Такая борьба имела неплохую подоплеку, в первую очередь из-за недовольства подкарпатских русинов политикой Венгрии относительно их насильственной мадяризации. Красноречиво это повел Михаил Лучкай, писавший в четвертом томе своего известного труда: «С 1747 года, они (егерские епископы – автор) неосторожно решались не только требовать подчинения тех же мукачевских епископов, но и обнародовать само требование среди духовенства обоих обрядов и народ тогда немедленно как среди русского и грецкого духовенства, так и среди народа после восстановленного в частности 1712 очень желаемого мира, всевозможные беспорядки в разных комитатах возникали потому, что русский и грецкий народы в этих частях верхней Венгрии в православной вере и католической унии были тверды. скалу, узнав о зависимости мукачевского епископа от егерского, тем самым считали, что без всякого сомнения можно потерять также и греческий обряд…» (М. Лучкай /Указанный труд Т. IV стр. 98). В таких условиях на Мукачевскую кафедру нужен был харизматичный, признанный, преданный Риму и Вене каноник. И он нашелся. Позже этот исторический период назовут "золотой век" епископа Андрея (Бачинского). *** Как уже было отмечено, 5 августа 1772 Мария Терезия согласно «iuris patronatus» королевы Венгрии назначила капитулярного викария Андрея Бачинского мукачевским епископом. В этом статусе впервые появился на заседании Синода католических епископов восточного обряда Венгрии, который проходил с 17 февраля по 24 апреля 1773 года в Вене. Там же, 8 марта, папа Климент XIV рукоположил его на мукачевского епископа. А в конце мая того же года в знак королевской милости в императорской часовне в Вене состоялась хиротония владыки Андрея. (Виктор Кичера, Владимир Фенич, Диана Штерр «Габсбургская церковь: Мукачевская греко-католическая епархия в австрийские времена (1771-1918)». Ужгород. Издательство В. Падяка. 2018. с. 12). Еще при жизни своей покровительницы Марии Терезии – епископ Андрей Бачинский став ее советником. Как императрица, так императорский двор обращались к нему за разными советами по внутренней политике Венгерского королевства. Следовательно, в 1789 году его приглашают в Высшую палату магнатов. По словам его биографа Диниила Бендаса: «Уважение императорского двора к руководству греко-католического духовенства давало возможность отстаивать интересы епархии на государственном уровне в верхней палате Сейма, куда владыка Андрей Бачинский избирался в 1790-1791, 1792 и 1791 гг. (Даниил Бендас «Епископ Андрей Бачинский». «Благовестник». № 8. 2010 г. с. 23). Непревзойденная фигура, яркая деятельность на богословской ниве, – его заслуги были признаны еще при жизни. Протоиерей верховинского церковного округа Михаил Григаши (1758-1823) в циркуляре до смерти Бачинского так характеризовал личность покойного: «Дня 7 падолиста 1809 года почил вечным сном светоч нашей восточной церкви, надежда русинов, гордость мукачевской епархий ». Родился владыка 14 ноября 1732 года в селе Бенятино (Словакия), расположенном в комитате Унг, в семье священника. Окончив ужгородскую гимназию, продолжает теологические студии в Транаве. После получения образования попадает в Гайдудорог, где служит приходским священником в течение 12 лет. Следовательно, стремительная ступенька к епископскому сану. Именно его заслуга, с целью повышения образования и культуры родного народа, перенос своей резиденции в 1780 году из Мукачево в Ужгород. Здесь он учреждает богословскую семинарию, начинаю строить кафедральный храм и резиденцию. Последняя нужна ему для хранения большой личной библиотеки, которая при его жизни насчитывала более 9 тысяч книг, среди которых были уникальные (редкие) фолианты, рукописи, первопечатные издания и уникальный архив. Управляя в течение 36 лет Мукачевской епархией, исследователи считают его самым успешным владыкой всех времен. И это вполне справедливо, ведь он вошел в историю нашего края, как непревзойденный публицист и исследователь прошлого. Кроме того, развивал и поддерживал развитие самобытной культуры родного русинского народа, заботился о его образовании. Один из первых обратил на это внимание и впоследствии заметил в своем труде известный закарпатский ученый-археолог, краевед и писатель Федор Потушняк. Ему удалось отыскать и исследовать рукопись-послание Андрея Бачинского. Исследователь писал: «Послание является выдающимся литературным произведением 18 века в Закарпатье. Это обращение к тогдашней интеллигенции, тема – культурная работа среди трудящихся Закарпатья… Найденный литературный памятник имеет огромное культурно-историческое значение. Его автор глубоко образован человек своего времени, литератор и великий патриот». (Содержание посланий свидетельствует о том, что автор добросовестно и без устали заботился о своей пастве. В епископской канцелярии писались эти пастырские послания, которые в первую очередь исполняли роль циркулярных писем. В разных местах епархии их переписывали и отсылали в адрес священников. Ученый-историк Дмитрий Данилюк в своем труде «История Закарпатья в биографиях и портретах», отмечал: «На содержание в своем составе какого-либо рода и народа не есть большего и более крепкого союза, чем содержание природного, отеческого и матерского своего языка, письма и на. стр. 57). По словам известного венгерского исследователя, д-ра Иштвана Удвари, которой в совершенстве изучил эту тему, в том числе с лингвистической стороны, послания были направлены на пробуждение национального сознания и отмечали необходимость введения образования на родном языке. Поднятие общекультурного уровня и подчеркивал: «Их целью было также противиться представлению о меньшей стоимости родоязычной культуры перед распространенной латинской образованностью. Следует, однако, подчеркнуть, что с циркулярами подобного толка и содержания епископ впервые обратился к своей пастве только в 1795 году». (Иштван Удвари «Народ – это язык и вера». «Карпатская панорама». 27 марта 1996 года). Именно на этот период приходится пик его активных действий на просветительском, благодатном поприще. Ему принадлежит идея, а следовательно, воплощение в жизнь, создание епархиального школы. При поддержке тогдашней власти издал распоряжение: основывая русинские церковные, создавать начальные школы при каждом приходе. Разработал специальную программу и открыл специальные курсы для полуцелителей, которым всяко помогал материально. (Иреней Кондратович "История Подкарпатской Руси для народа"). Он обязывал священников своей епархии: «Как же в порохии, так и в филиалах своих все дети, ребята и девушки от шести до четырнадцати лет на науку христианскую способных, имена и привычки да испишет и по селу каждой недели в церкви… через зиму же в доме… любовно и со всякой скромностью дети обучить… которых родителей чада к науке оплошать будут, таковых обжаловать потребность будет». (Дмитрий Данилюк. Указан труд с. 58). Владыка Андрей считал этого мало, и в 1791 году обратился к императору Леопольду ІІ с просьбой открыть в Ужгороде учительскую семинарию. Официально она была открыта в 1793 году и была размещена в Ужгородском замке. Но только в 1832 году учительская семинария стала епархиальной. (Даниил Бендас «Епископ Андрей Бачинский». «Благовестник» № 7. 2010 г. с. 23). В пастырских письмах, начиная с 1795 года, прослеживается отголоски национального сознания, принципа народности, мысли о необходимости единства интеллигенции и простых, бедных карпатских русинов. В циркулярных письмах владыки Андрея находим немало данных, касающихся народных школ, мнений национального и практического направления в образовательной работе, а также и об обучении служителей культа. Именно главную помощь в осуществлении своей направленной против вырождения и языковой ассимиляции национально-будильской программы Бачинский усматривает в духовенстве своей епархии. И это не случайно, ведь духовенство было единственной потенциальной политической силой русинского общества. В своих циркулярах он постоянно подчеркивал: "не народ существует для духовенства, а наоборот - духовенство для народа". Позже это выльется в самобытное будительское движение во главе с Александром Духновичем, плеядой самобытных, образованных, патриотически настроенных простых приходских священников, добросовестно заботящихся о своей пастве. Ярким примером здесь может служить отец Иоанн Раковский (1815-1885), о нем отдельная глава. Владыка считал, что заложение основ христианской морали возможно только в детстве: воспитанные на этих началах дети смогут передать их и своим потомкам. А еще предостерегал, что не только не будет допускать молодых людей, не имеющих необходимых знаний родного языка и религиозных догматов, к обучению для духовного сана, но и их родителей будет привлекать к ответственности. Кроме того, епископ Андрей Бачинский, обратите внимание, уважаемый читатель, - призвал своих современников, - не проводит разницы между церковным литургическим и разговорным народным русинским языком; в лучшем случае, он считает их двумя вариантами одного и того же языка.(Иштван Удвари Указанный труд). А еще проявляет большую заботу о сохранении родного языка, с болью отмечая: «русские отроки они читать, они писать не знают матерным своим языком русским», защищая «рущизни» - родного материнского языка, потому что был убежден, что без «отеческие природные русские… невозможно есть в священстве народу своему служить»». (Дмитрий Данилюк Указан труд с. 59). Вершиной его земной жизни стала печать в 1804 году пятитомной Библии на церковнославянском языке. В своем циркуляре от 1 января 1806 года сообщал: «Возлюбленные сыновья Парохи! Для сохранения единства любого народа нет большего и крепкого союза, чем сохраненный естественный родительский-материнский язык, письмо и религия. Известно из опыта, когда какой-нибудь народ откажется от своего родного языка, от письма и религии, или начнет его стесняться, - погибнет. Видим такое у некоторых народов, поэтому считай и будь на страже, угро-русская епархия Мукачевская, чтобы и с тобой не произошло, чтобы не осталась без родительского и материнского языка и письма… Изданную Библию (на русском языке) охотно и часто читайте народу, призывайте верных к чтению и слушанию, потому что тем не только приведете народ к познанию правды и утвердите его в высокой морали, но и наш материнский язык, письмо, народность и религию сможете распространить и укрепить. Поэтому постановляю и строго предписываю, чтобы каждая приходская церковь закупила один экземпляр Библии…». (Даниил Бендас Указан труд «Благовестник» № 8. 2010 г. с.22-23). Это был, почти – завещание! Умер епископ Андрей Бачинский 7 ноября 1809 г. и похоронен в крипте Крестовоздвиженского кафедрального храма в Ужгороде. По оценке М. Лучкая, «Андрей Бачинский был настолько образованным и таким знатоком, такой нравственной добродетели и таким активным, что смог преодолеть и самые трудные дела, обрел для себя такую великую любовь не только в епархии, но и за ее пределами, как перед всей общиной, так и перед королевскими величествами». Продолжение следует
Вместе с вами мы сделаем Русинский Мир лучше!
При копировании данного материала, либо использования в любом виде (печатном, аудио, видео) на своих ресурсах, просьба указывать источник https://rusinskiimir.ru/ и автора Валерий Михайловича Разгулова, в иных случаях будем обращаться в соответствующие инстанции (админам соц.сетей, и Суд). Фото использованы из открытых источников интернет пространства.